Пир звука и смысла: юбилейный концерт “Калинов Мост”

ревякин

«55 лет Дмитрию Ревякину. Группа «Калинов Мост» в Государственном Кремлевском Дворце” — так называлось событие полностью. Концерт приурочен к юбилею, хотя мы знаем, что у Дмитрия день рождения 13 января. Мы от души его поздравляем!

 

Когда я писал статью, то долго сомневался, стоит ли редактировать слова мэтров и укорачивать текст. В итоге я решил, что лучше них никто не донесет до вас теплые слова и накал эмоции — поэтому привожу полный текст речей и поздравлений.

 

Москва. Кремль. Именно здесь, в сердце нашей Родины, будет выступать Дмитрий Ревякин. Выступление в Кремлевском Дворце — это признание творчества, вклада в русскую культуру поэтического и музыкального таланта.

 

Мы на месте. Манежная улица, проходим сквозь строгую охрану и попадаем в своды Кутафьей башни, далее по древней мостовой до Троицкой башни. Пробирает московский ветер. Здесь каждый камень пропитан историей, ощущения не передать словами. Тем сильней и интереснее будет восприниматься славянская музыка “Калинова Моста”.

 

Третий звонок прозвенел, и всех приглашают в зал. Кинооператоры, фотографы уже заняли свои места — ощущение такое, что не менее пятой части зала “свои”. 

 

Дмитрий открывает концерт с “акустикой” в руках — композицией “Я усну”. Песня звучит нежно и проникновенно, звуки шейкера вплывают в зал, и свет выхватывает барабанщика (Виктор Чаплыгин) из тьмы зала. На второй песне «Покоряясь весне» вступает бас (Андрей Баслык). Клавишник (Александр Владыкин) и гитарист (Константин Ковачев) тоже занимают свои места к середине песни и свет заполняет сцену. Кода…

 

Добрый вечер, всех приветствуем, всех рады видеть! — обращается в зал Дмитрий.

 

Тук-тук-тук — аккуратно вступает флейта — “Иволге петь”. Весь зал наполняется чудесными всполохами света, бегут волны. Пока Дмитрий играет, хочется сказать о концерте: это просто восхитительный звук и свет! Тут каждая нота ощущается физически, и объем звука просто поражает, нет зарезанных частот, отличная читаемость. Звукорежиссеры явно не зря едят свой хлеб, и где-то сидит за пультом Владимир Черкасов, звукорежиссер группы с 2006 года. Тем временем — “Моя песня легкая и свежая” — на громадном экране мы видим весенние красоты средней полосы России, именно про них писали наши классики. Зал поет вместе с группой и начинает оттаивать.

 

На сцену выходит Стас Намин.

 

Я хочу два слова сказать об этом парне. Тридцать лет тому назад у нас в центре в Парке Горького, который я создал в тот момент, собирая запрещенные группы, вдруг появился парень. Приехал он из Сибири, не знал, что происходит вокруг. Ему казалось, что он попал в какой-то странный город. И мы говорим: «Ну ладно, спой». Он понимает, что я уже мальчик взрослый, все до этого на свете видел и удивить меня довольно сложно. Рок-музыкой — сто процентов, хотя и любой музыкой уже трудно. И вдруг он начал что-то петь, мы просто рот открыли все — как это может быть. То, что вы пришли сегодня, значит… Понимаете о чем я говорю? Потому что, может, не все понимают (аплодисменты). Понимаете, какая странная вещь: много исполнителей, которые делают а-ля русскую музыку, стилизацию — у него же никакой стилизации нет! Он ее не стилизует под русскую, он ее просто поет потому, что его это музыка, он другой не знает, он под нее не играет. Это поразительно, это сразу видно — и стихи такие. Это Велимир Хлебников, это то, что нельзя объяснить никак. И причем — заткни уши (оборачивается, ищет взглядом Дмитрия), не слушай что я говорю, он зазнается же (а Дмитрий подслушивает). Хотя я ему это говорю 30 лет уже. Он единственный музыкант, который не стилизирует под русскую, а просто ее поет потому, что это его язык. Он сибирский человек, это от земли музыка. С точки зрения рок музыки практически про всех исполнителей этого стиля я могу сказать, откуда они взялись, я имею в виду влияние, на что это похоже на западе. Единственный, про кого можно сказать «непонятно, откуда он взялся», так это вот он. Он ни у кого не копирует, не берет элементов. Единственное влияние — его русский дух. Как у него получается такой русский дух с мощью, с непобедимым стержнем, откуда он идет? Где он там в этой музыке? Вроде все просто очень, но это не тексты к песням, это стихи! Потому что их надо читать между строк, только большие поэты пишут стихи, которые читаются между строк. Ничего, что я долго? Где именинник? Просто это мой сын, я его очень люблю.

 

Ревякин перехватывает микрофон.

 

Спасибо Стасу, это действительно он нас позвал в Москву из Новосибирска, пригрел. Пускал по первой нашей просьбе в студию. Именно в его студии многие работы и были записаны. Это те песни, которые вы все знаете и любите. Так что у нас дружба долгая, и она укрепляется и укрепляется. Давайте споем старинную студенческую песню!

 

Слышишь, Лёха, в дверь стучится зима!

 

Дмитрий: Мне звонил Гарик, только с гастролей. Извиняется, просит прощения. Никогда не подводил, сейчас получилось так. Я говорю — Гарик ты замолчи, я скажу, что ты звонил и всему залу донесу. Ну, а следующая песня из его фильма — “Дом солнца”. На народную американскую музыку — наши стихи.

 

Звучит “Блеснет слезой” на мотив “House of rising sun”. Знакомая музыка качает зал и цепляет за душу. Далее почти без пауз — “Иного не надо”.

 

Дмитрий: А сейчас приглашу на сцену музыкантов. Сначала появится на ней Александр Ф. Скляр. С ним мы знакомы уже долгие годы, и он не разу не отказывал мне. Это такое редкое качество у человека. Сейчас Саша появиться на сцене. Ну и, конечно, мэтр, наш любимый, уважаемый Владимир Петрович Пресняков, сейчас будем слушать как это все получится.

 

Александр Ф. Скляр: Я хотел бы от всей души поздравить большого поэта, музыканта, человечище — Дмитрия Ревякина с его юбилеем, и сказать, что он вместе со своей группой “Калинов Мост” как никто более достоин в этот день выступать на этой сцене. И я счастлив и горд,  что могу принять участие в его юбилейном концерте.

 

 

 

Песня “Когда мы уходили из дома” в исполнении Александра Ф. Скляра заиграла новыми нотами, более блюзово и даже местами джазово. Владимир Пресняков-старший играл фантастическое соло на сопрано-саксофоне, демонстрируя нам свое филигранное искусство. После песни легкая джазовая импровизация начала превращаться в песню “Оставлю дом”.

 

Это были Александр Ф. Скляр и Владимир Петрович Пресняков — настоящие рыцари звука!

 

Обнявшись с Дмитрием, они покинули зал под аплодисменты.

 

Мы споем песню, которую исполняем, когда у нас грустно на душе.

 

Заиграла “Через край”.  Песня была сдобрена хорошей импровизационной вставкой, где-то померещился Pink Floyd -“шкура стоит дыбом”.

 

Следующая песня про любовь, любовь настоящую гендерную.

 

«Конь-огонь», а следом — “Честное слово”. Атмосфера группы накрывает зал, и это заметно по лицам зрителей. Настроившись, Ревякин продолжает нагонять на нас щемящую душевную тоску — “Иерусалим”.

 

На концерте вдруг что-то пошло пошло не так,  Дмитрий поставил гитару на стойку, музыканты ушли со своих мест…

 

Что-то звук пропадал, появились какие-то потусторонние вмешательства,  пошли, инфернальные включения… Сейчас на сцене появятся наши добрые друзья, они сибиряки, это группа 25/17. Мы с ними дружим уже давно. Сейчас немножко все поправим и вдарим как надо!

 

На сцену выходят 25/17.

 

Всем привет, рады всех вас видеть сегодня! От всей души, от всего коллектива мы поздравляем  нашего соратника и друга Диму Ревякина. Для нас большая честь и большая радость дружить и сотрудничать с тобой. Дима часто выступает в роли нашего наставника во многих вещах. Много ли это, Дим?

 

 

 

В свойственной им качающей и драйвовой манере музыканты исполняют песню “Подорожник”. Кстати, песня записана при участии Дмитрий Ревякина. Он же участвует и в съемках клипа. Следом 25/17 выдают “Сибирский марш”. Меняется часть музыкантов — песня “Комната”. Трудно отделаться от ощущения звука, типичного для группы Nirvana. Парни заканчивают свое выступление жесткой кодой.

 

Дмитрий: Сейчас будет песня, могучая как полуостров Камчатка. Сегодня у нас в гостях делегация, которая специально с Камчатки прилетела. На сцену, я не знаю, они выйдут или нет, наверное постесняются. Они хотели сидеть в ложе, в которой сидел Чаушеску. Они здесь, я их приветствую, я их благодарю. Мы всегда с вами. Александр — зачинай!

 

Дмитрий настраивает “акустику” прямо на сцене под синтезатор. И начинает играть свой хит, который представлен в альбоме “SWA” завершающей композицией или даже бонусом. Далее коллектив исполняет “Вот не знал” и “Дома не был”, где клавишник (Александр Владыкин) бросает синтезатор и исполняет соло на аккордеоне. На сцену выходит хор из восьми участников и раскрашивает своим цветистым многоголосьем звучание песни.

 

Дмитрий: Хочу представить своих долгих, многолетних друзей. Мы дружим с 96-го года. Это фольклорный ансамбль “Читинская Слобода”,  они прилетели специально. Мы вместе записали альбом под названием “Даурия”- это про Забайкалье. Наконец-то моя мечта сбылась, мы сделали что-то совместно. Итак, “Читинская слобода”.

 

 

 

“Читинская слобода” — это хоровой нонет, то есть девять исполнителей (хотя я насчитал на сцене только восемь). “Песни казаков и песни семейских Забайкалья” — так называется их альбом, что довольно точно отражает суть. Голоса хора представлены во всех регистрах, и, когда они сплетаются, получается магия. Хотя часть зала была в шоке от смены стилистики концерта, выступление прошло успешно и было награждено овациями.

 

Дмитрий: Мы познакомились  со “Слободой” в 96 году в Чите, тогда же и с Андреем Грибовским. Сейчас он толкнет речугу!

 

Андрей Грибовский: Мы тоже не забыли про Дмитрия  в Забайкальском крае. Прошу пройти на сцену члена собрания федерации Забайкальского края Михайлова Сергея Петровича, а также депутата Михайлова Александра Николаевича. От Министерства культуры выступит Владимир Кравцов.

 

 

 

Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня Стас Намин вспоминал Новосибирск, Сибирь, и мы, забайкальцы, здесь. Казалось бы, почему? Дмитрий действительно родился в Новосибирске, но ему посчастливилось через некоторое время попасть в Забайкалье. Это декабристам в начале 19 века не посчастливилось, а ему, уже во второй половине 20 века — посчастливилось. Детство и юность, школьные годы он провел в нашем суровом Забайкалье. Вы помните,  как в одной из народных песен “Славное море, священный Байкал” поется “Славная лодка, омулевая бочка”. Есть и такие слова: “Шилка и Нерчинск не страшны теперь». Так вот, Дмитрию Шилка и Нерчинск не страшны, так как он там и проживал. Давайте вспомним, что в школьные годы, юные годы формируется характер человека. И его характер сформировался в Забайкалье. “Забайкалье великолепно. Это смесь Швейцарии, Финляндии, и Дона”, — Антон Павлович Чехов (из письма Н.А. Лейкину 20 июня 1890 года, пароход «Ермак» — прим. Musecube). Но учитывая, что не принято приходить без подарков, то позвольте вручить этот сувенир Дмитрию от имени Совета Федерации, от Комитета по науке, образованию и культуре. И второй поздравительный адрес у нас в Москве есть — Забайкальское землячество и его представители сегодня в зале и также передают большой привет от всех тех, кто не смог прийти и приехать сегодня. И слово предоставляю другим забайкальцам.

 

Добрый вечер. За высокие достижения в области науки, за высокую гражданскую позицию, за продвижение русской культуры, за прославление Забайкальского края в своих стихах и песнях награждается “Золотым знаком за Заслуги перед Забайкальским краем”! Подпись председателя законодательного собрания Забайкальского края Игоря Лиханова. Этот знак замечательный, у него,  как у любой награды, две стороны. Ты же о себе не думаешь, что там будет через 10 лет, а вот мы о тебе думаем. Этот знак позволяет тебе сразу же стать Ветераном труда, а это надбавка к пенсии!

 

Зал смеется. Дмитрий Кравцов зачитывает благодарственное письмо.

 

«Благодарственное письмо Ревякину Дмитрию Александровичу. Музыканту, поэту и композитору, создателю и лидеру группы “Калинов Мост”. За преданность любимому делу, за большой вклад в развитие, сохранение и популяризацию культуры Забайкалья». Министр культуры Елена Владимировна Михайлова.

 

Далее звучат и прочие официальные поздравления. Дмитрий уже смотрит с укором на желающих поздравить, благодарит всех и предлагает слушать дальше “Читинскую Слободу”. Дмитрия снова поздравляют и дарят картину маслом. Сам художник Константин Мирошник, который иллюстрирует книги и оформляет диски для Ревякина, от слов отказался и просто обнял музыканта. 

 

Дмитрий: Если вы еще не устали, то давайте еще немножко подождем, картину в мою гримерку отнесите! Да! Мы просто ждем Пелагею, поэтому поет “Читинская Слобода”, а мы кайфуем! Валера, посмотри баланс, а то Лешу плохо слышно. Сейчас они еще бахнут.

 

Далее своими цветастыми напевами нас радует нонет из Забайкалья. Покидая зал, они оставляют за собой овации, а следом — повисшую тишину… Концерт идет не по плану.

 

— Дима, выручай! —  звучит голос в тишине, Ревякин стремительно выходит на сцену, берет гитару и говорит: “Я буду петь!” Выдает несколько аккордов, группа вновь собирается на сцене и продолжает концерт. Звук настраивается на ходу.

 

”Девчонки, где вы?” “Лейся радость неба” — поет весь зал, встают со своих мест и танцуют зрители. Атмосфера была восстановлена!

 

Следом “Улетай”, зал в такт размахивает включенными дисплеями своих телефонов.

 

Дмитрий: Следующую песню мы хотим не только посвятить, но и подарить. Раз я веду концерт, то хочу подарить друзьям, нашим наставникам и, конечно же, нашим врачам, которые нам подсказывают, как надо делать, как нет. Мы их редко слушаем, но потом вырастаем и понимаем, что поступали неправильно, и начинаем их слушать — поэтому и нашим эскулапам тоже, которые помогают нам по жизни.

 

Песня “Надо было” звучит жестко и рычаще, что даже непривычно для творчества группы.

 

— Она успела, она умница и настоящий друг, она молодец! — говорит Дмитрий. И вечер продолжает Пелагея.

 

Дорогие друзья, добрый вечер. Так получилось, что на сцене находится максимальная концентрация людей, без которых меня бы “не сложилось” ни в каком смысле. Если бы примерно в 96-ом году Саня Владыкин не написал первые аранжировки для моих песен, если бы 3 песни Дима не увез из Новосибирска на видеокассете в Москву и не передал Юрию Александровичу Николаеву, то непонятно, как сложилась бы моя судьба как артистки. Если бы я в эти же годы не услышала, как поют эти люди, то никогда бы не полюбила русскую песню. Если бы я не заслушала до дыр “Пояс Ульчи”, и если бы не каждая знакомая нота, интонация, соло, то как бы я могла оценивать какую угодно музыку, если бы не знала какой она может быть и должна. По этому я, ребят, всем тем, кто быстренько ушел со сцены, и тем, кто пришел, очень благодарна и очень вас люблю!

 

 

 

“Ой, не для меня”, — запевает начало песни “Читинская Слобода”, и продолжает уже Пелагея. Классическая песня получает новое звучание с раскачкой в джаз. Несколько композиций в исполнении Пелагеи показали, что она мастер и достойный продолжатель “музыкального сибирского рода”. Ее джазовый вокализ поражает даже опытных любителей музыки, а широта диапазона не оставляет равнодушным никого.

 

Дмитрий: Эту историю уже начали рассказывать в народе, что Пелагея услышала и поняла в 7 лет наш альбом “Пояс Ульчи”, полюбила его всем сердцем и проявила свои исключительные вокальные данные в его исполнении. Но я так и не дождался исполнения этого альбома. Я второй раз говорю всем в лицо и жду, жду когда она этот альбом сделает. Я думаю сделает, придет эта пора! И все-таки, вот та девочка, которую я увидел, меня просто убила своей подачей. В таком ребенке? Как? Откуда такие данные? Но дело не в этом. Сейчас прозвучит заводная, матросская, индейская, ковбойская, кочегарская песня и Поля ее споет. И, слава Богу, что написал ее я.

 

Звучит песня с необычным названием “Оябрызгань”, и вокал Пелагеи творит чудеса. Смесь джаза и кабаре меняет композицию, и дает нам шанс переосмыслить ее заново.

 

Дмитрий: Последний номер же у нас. Не надо, не переубеждайте меня!

 

Это Ревякин решает окончательно добить нас всех и расстреливает зал бронебойными хитами “Сансара” и “Родная” — уже на бис. Зал встает и долго не хочет расходиться. Охрана с пониманием относится к зрителям, но включается свет и зал пустеет.

 

Вот и закончился эпохальный концерт в Кремле. Хочется отметить, что тем самым “инфернальным силам” не удалось испортить концерт. И от всех огрехов технического характера не испортилось впечатление, а добавило какой-то олдовой ламповой и честной атмосферы. Звук был на высоте, несмотря на подстройку на ходу. Свет радовал глаз, раскрашивал своды дворца и не слепил глаза. Абсолютно разные люди были сегодня на концерте: молодые неформалы, холеные бизнесмены, депутаты, музыканты и артисты, старенькая бабушка лет 70, которая снимала пару песен на телефон, но самое главное —  равнодушных нет. Чувство душевного подъема и свет в глазах остается у всех зрителей.

 

Дмитрий, мы желаем тебе  много творческих сил и крепкого сибирского здоровья! Москва будет ждать тебя!

 

Ян Гордиенко, специально для Musecube.
Фотографии Елизаветы Королевой, полный фоторепортаж смотрите здесь.


6 комментариев на ««Пир звука и смысла: юбилейный концерт “Калинов Мост”»»

  1. Аватар пользователя Лина
    Лина

    До чего же эта статья передает атмосферу, царящую на концерте! Читаю и мурашки бегут по коже…))

  2. Аватар пользователя Андрей
    Андрей

    «Когда я писал статью, то долго сомневался, стоит ли редактировать слова мэтров и укорачивать текст»- «Уважаемый автор, тебе, (вам здесь неуместно) вообще не стоило писать эту статью, если ты не в состоянии правильно указать день рождения Юбиляра, о котором пишешь.
    Кто этот человек ян гордиенко!?? Как такое возможно!!!??? Какой хит 25/17 !!!??? «Сибирский марш» написал и исполняет уже тридцать лет Дмитрий Александрович Ревякин, это просто кавер!!! Я просто в шоке! Как, как возможно существование таких бездарностей!?
    Уважаемая редакция musecube.org как Вы терпите у себя таких «Авторов»!?

  3. Аватар пользователя Андрей

    «Когда я писал статью, то долго сомневался, стоит ли редактировать слова мэтров и укорачивать текст»- «Уважаемый автор, тебе, (вам здесь неуместно) вообще не стоило писать эту статью, если ты не в состоянии правильно указать день рождения Юбиляра, о котором пишешь.
    Кто этот человек ян гордиенко!?? Как такое возможно!!!??? Какой хит 25/17 !!!??? «Сибирский марш» написал и исполняет уже тридцать лет Дмитрий Александрович Ревякин, это просто кавер!!! Я просто в шоке! Как, как возможно существование таких бездарностей!?
    Уважаемая редакция musecube.org как Вы терпите у себя таких «Авторов»!?

  4. Аватар пользователя
    Аноним

    Только день рождения у Дмитрия Александровича не 13 января, а 13 февраля.

  5. Аватар пользователя
    Аноним

    Здорово , что такие знаковые мероприятия проходят в Кремле . Спасибо за статью , очень атмосферно , действительно — ощущение полного присутствия . А то ,что опечатка в дате , так это не трагедия и не проблема , главное — праздник .

  6. Аватар пользователя Саша
    Саша

    Мне статья понравилась! Автор молодец хоть и допустил ошибки.
    А сколько вам платят за статьи?

Добавить комментарий для Андрей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.