Сакральный концерт Ирины Богушевской в клубе Альма Матер

Конец лета приближается. Традиционный пятничный вечер, как обычно, душевно прошел в столичном клубе «Альма Матер» экс «Джаз Таун». Там всё по прежнему: инструменты под столами, партитуры под стеклом, ковры, столики, сцена, даже аппаратура та же. Только добавилось фотографий русских бардов ведь клуб задумывался как надстройка к «Гнезду Глухаря», эдакое узкоспециализированное место под бардовскую музыку. Но, видимо, бардовская песня не приносила много денег и в клебе стали устраивать не только концерты, но и театральные постановки, актерские творческие вечера и прочие бенефисы. Это неплохо, по сути своей, так как в клубах мало такого.Хотя есть площадки изначально музыкальные, где проводятся некие перформансы, но там совершенно другая атмосфера, а «Альма Матер» -это обратная история- которая обладает именно правильным духом.

Удачно было приятно увидеть полный зал, заполненные столики ресторана, напротив сцены и в глубине зала людьми возраста от 20-50 лет. В большинстве своем, естественно, количественно доминировали свиданствующие влюбленные и не очень пары.

После непродолжительного ожидания и тотального кинопросмотра с анонсами предстоящих концертов в исполнении самих аноссирующих лиц (типа Александра Филиппенко, Юлии Рутберг, групп Билиз Бенд, Бобры, Ундервуд)с ключевым словом «Альма Матер» вышли музыканты и сама главная героиня Ирина Богушевская.

Сказать честно, до этого я не был знаком с её музыкальным творчеством. Для меня она скорее известный блоггер. Но её виртуально-железно- аппаратное творчество не имело особого успеха, хоть и было, по многим меркам, весьма недурственным и вполне оригинальным.  Но это  тема для отдельной статьи, которая будет размещена, возможно, позже.

Теперь непосредственно о выступлении.  Это был действительно сакральный концерт.  В то время, когда звучали песни, это  было завораживающее зрелище и слышаще и чувствище. Такого сосредоточения внимания всех человеческих органов чувств давно мною не испытывалось.
Во время перерывов между песнями и диалогом со зрителями меня посещало ощущение чего-то родного и земного. Итогом увиденного, услышанного и пережитого стала борьба эмоций и чувств с прагматичным разумом.

Сначала Ирина Богушевская  поблагодарила публику за то, что люди нашли время посетить её концерт. Вечер открыла песня «Жить». Потом певица поимённо представила весь свой коллектив.
После первой или второй композиции было предисловие о том, что Ирина только что вернулась из воздухоплавательного путешествия, намеренно не заходила в соцсети, чтобы не потерять эту красоту возвышенного полета.  Она решила для себя сохранить эти «души прекрасные порывы», дабы не погрязнуть в суете земной и страшных новостях.

Песня «Плачь, сердце, плачь» — это интересное сочетание клавиш, гитары и кларнета. Сначала, под ритм гитары, играли кларнет с клавишами, в два голоса во фригийском ладу. После чего был не очень уместный переход, никак не испортивший общее звучание и впечатление, но очень удачно попавший в хороший грув, обыгрывая старую латинскую гитарную тему под коду барабанного соло.
«Жаль, что песня записана, на концерте возникают новые тенденции и хочется вернуться в студию и переделать, но уже все сведено», —  примерно так охарактеризовала после эту песню Ирина. В живом звучании это было шедеврально, хотя сравнить мне не с чем, ведь я не  слышал эту песню в записи.
Следующая песня «Улетаю» была названа гимном третьей российской эмиграции. Удивительно, что в этой песне сплелись балканские мотивы с еврейскими проигрышами и ритмом латинской необычайно выразительной мелодии.
«Очень неожиданно решила спеть после долгого перерыва песню «Шелк», — объявила следующий номер Ирина.
Легкий бит, еле слышная готическая заброшенная гитара в си миноре в духе Faith by the cure , и под подклад клавиш с семлами скрипок. Очень мощная пространная баллада с проникновенным текстом. Особенно порадовало соло басиста. Состав инструментов очень замечательный. Удивительная смесь русской песенной традиции с балладной концепцией построения  песни мастерски дополненная европейской гитарой. Что-то подобное впервые прозвучала в песне «Билет в детство» Эдиты Пьехи. Позже этот звук стал фирменным звучанием Роберта Смита из The Cure, и теперь считается святым для всей готической и около — готической музыки . Ну вот примерно такие у меня ассоциации.
Это была первая песня, когда начала нарастать вверх кривая громкости аплодисментов из зала.
Возгласы: «Браво!!» «Ключи в твоих руках» под аккомпонимент гитары, клавиш, еле слышного ритма хета и римшота слышалось:

«Счастье — это радугой укрытый край,

Где не властны смерть и страх.

Где меня обнимешь — там и будет рай,

Все ключи в твоих руках.»

Такая музыка заставляет задуматься, прислушаться. Что радует — никто из зала не звенел вилко-ложко- приборами. Это было очень сакрально. Пришла очередь для песни про рояль. В жизни часто есть этот рояль. Клавиша черная, белая. Ну тут уже можно повеселей. По больше мажорных Вам аккордов, вибрато, переливов- местми даже напомнило олдскульный соул в духе Natalie Cole типа Mister Melody. Гвоздь программы — соло кларнета и его парные партии с гитарой. Далее была сильная проникновенная песня в ми миноре, более похожая на романс «Не для нас». Следом детский блок песен с недавно записанного альбома «Детская площадка 1». «На перегонки с волной»  — песня про дельфинов. Тема, очевидно, навеяна средиземноморскими путешествиями певицы. Дождевые щеточки барабаниста и гитары, в нисходящей классической испанской гамме, с легким, чуть слышным дилеем, отправили меня в пионерское детство. Песня мне напомнила фанковую «Песню негритёнка», сочинённую Максимом Дунаевсеим в далёком 1980 году. Про дельфинов существует множество песен, но это  — самая лучшая, которую мне удалось услышать. Такую песенку не зазорно использовать в качестве  lulluby и петь на ночь деткам. Она похожа на те олдскульные, как сегодня модно говорить, саундтреки к классическим советским детским фильмам типа «Маленький принц», которые не могут не трогать слушателей до слез. Некоторые исполнители беснуются на сцене, пытаются нарисоваться , что-то, якобы, донести публике. Вооружаются до зубов всяческими девайсами, а эффекта у слушателя на это — ноль. Вроде то ли девушка, то ли видение. Что-то было, но уже не помнят, что именно. Напоминает это всё де жа вю. А такие песни не забываются, несмотря на то,что их не крутят в официальных СМИ и прочих «форматных» заведениях. И это правильно,они и должны жить именно так. Таким песням не нужно в широкие массы. Такие детские песни нравятся не только детям, но и взрослым, в том числе и самим музыкантам.  А иного и не может произойти, во взрослых текстах слишком много философии и заморочек, а детские песни все знают, любят, поют и играют, от примитивных до виртуозных. Песня «На перегонки с волной» была сочинена А. Усачевым и Пинегиным как и весь альбом.
«Сменим тональность немного» , — поясняет Ирина. Следующая песня была тоже детская «После дождичка в четверг»
и  звучала как хорошая bossa. Вокальный прием с придыханием Богушевской очень порадовал. При прослушивании последних двух песен невольно убедился в очередной раз — когда в соавторстве сочиняются песни, то они ,как правило, получаются  отличными и непроходными. Есть конечно и исключения, но они нужны, чтобы доказывать извечное музыкальное правило. В данном случае результат налицо: и композитор отличный и автор — текстовик.

Продолжая мысль о формате и безвестности и прочей вечной холиварщины, на секундочку, — тираж cd «Десткая площадка» — это в наше то торрентианское и интернетоционное время!!!! Словом, делайте выводы, господа и дамы, о чем очень сожалела со сцены Ирина, да и все присутствующие в зале.

Следующую композицию «У нас в раю» характеризует псалмопевческая направленность.  Хотя, что удивительно, музыкальные обороты состоят из трех блатных аккордов. Вот она сила аранжировки и личности исполнителя. Кривая громкости аплодисментов поползла еще выше. «Век живи….» — очень жизненная песня из личного опыта певицы. Песня «Подруга» — куплетная часть построена на аккордовой последовательности и мотиве «Утомленные солнцем», но с  вариациями. Поэтому композицию  нельзя назвать плагиатом. Отличная история на риторическую тему о нелегкой женской доле и  душе. Такой чуть разухабистый латино- джази. Отличный номер в манере кабаре. Думаю, эту тему нужно обязательно спеть Билли Новику — он мастер перепевать такие шедевры, как в сове время Тори Эймоз исполняла мужские песни. Пик эмоций. Контроллер кривой громкости аплодисментов взорвался от бурных продолжительных оваций. Что немудрено, особенно от женской части зала. «Дует» — замечательный блюз. Такой очень русско- театральный. Удивительно, но вновь чувствовался олдскул советской киномузыки. Давно такой музыки не слышно, даже в кино. Это образчики подражания. Ну чтобы так аутентично и натурально,как тогда писали песенники и культовые авторы. Конферанс от Ирины: «Уступаю плацдарм!» И начался джем кларнета с гитарой. Сдержанное поливалово и нисходящее движение. Это была объявленная дуэль между кларнетом и гитарой, которая потом была обыграна в стиле выборов по левелу громкости и хлопков из зала. Победила традиционно дружба. «Не из твоего ребра» — продолжение темы «Подруги». Веселый шейк и опять же саундтрек к некому фильму типа «Мери Поппинс, до свидания». Очень позитивный вайбрейшн с красивыми гармоническими переходами в припеве. Далее последовала цыганская тема. «Цыган»  был одновременно похож на Бреговича и Кустурицу, но безусловно имел и свою собственную харизматичную натуру. Самое главное, что подпевала клавишница очень красиво. Зажигающая песня  еврейско- балканского лада. В завершении вечера на «бис» Ирина исполнила  «ТАКСИ».

Общее резюме такое: музыканты -профессионалы, играют сдержанно, но с душой, не выпендриваются, делают все просто и со вкусом.
Ирина Богушевская- уникальное явление на российской сцене и рекорд индустрии. Кристально чистый голос, особенно в переходах на верха без каких либо поломок, ужимок,пыжиков и прочих напряжений.
Звук отличный, читаемый. Общая атмосфера — сакральная, особенно во время исполнения песен. Понятно, что ноги растут из театра небезызвестного, но все же это цепляет.
Радует мелодизм, простота аранжировок, разумный баланс, простые глубокие тексты философские, без зауми, ссылок на фолианты и прочие возвышенные понятия. Ну и героев должна знать вся страна:
Вот они:
Ирина Богушевская — лид вокал,музыка, тексты.
Николай Сарабьянов — гитара
Антон Дашин — барабаны
Алексей Ярославец — бас
Самое главное — Светалана Мочалина- (мама -героиня, у которой родилась на днях маленькая вторая дочка) — клавиши, бек вокал.

Всем вдохновившимся рекомендую посетить её грядущую детскую программу. Туда можно прийти с детками и прослушать песни с альбома «Детская площадка». Следите за анонсами.

Арсений Мальков, специально для MUSECUBE

Фото автора


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.