Сергей Колесник («Граф ЦеппелинЪ»): «Петь то, что не нравится? Ни за какие деньги!»

«Граф ЦеппелинЪ» – это один из немногих российских рок-коллективов, говоря о которых, не вспоминаешь прямого прототипа или нескольких. У ГЦЪ есть собственный стиль, узнаваемый с первых нот. Мы поговорили о записях, планах и убеждениях с лидером группы.

граф цеппелинъ
– Серёж, «Граф ЦеппелинЪ» – вроде бы группа, но в пабликах всё больше ты один. В каком составе вы существуете?

 

– Просто паблики веду я. Точнее сказать, я пишу тексты для них. Что касается собственно музыки, то, конечно, бывает, что пою один – под гитару или рояль, но вообще у нас сейчас классическая рок-банда: две гитары, бас и ударник. Состав ГЦЪ меняется, но это всегда бывает к лучшему. Песни пишу я – и музыку, и тексты, а аранжировки делаем когда вместе, когда я один.

 

– В Сети пишут, в основном, о вашем первом альбоме. Как думаешь, почему? Самым интересным было начало?

 

– А у нас пока и есть ровно один альбом, «Ни слова». Сейчас записываем второй, «Бисер». А вот во времена «Ни слова» группы как таковой и не было. Тогда проект был ещё виртуальным, почти весь диск я записал один. Но это же рок, здесь не принято всё делать под своим именем, нужно название. Мне очень понравилась история о дирижабле, сгоревшем при посадке, вот я и решил назвать проект «Граф ЦеппелинЪ». Кстати, я и не подозревал, что потом меня будут доставать с «Led Zeppelin». Это и на другом языке, и музыка наша ничего общего не имеет с Плантом и компанией. Я никогда не слушал и не играл хард-рок, мне вообще не нравятся «Led Zeppelin». Я поклонник классического рока – битлов и ранних роллингов, пока они косили под битлов.

 

– А Юрий Лоза говорил, что роллинги вообще ни играть, ни петь не умеют…

 

– Так он и о «Led Zeppelin» говорил – что у них басист плохой. Любой музыкант, когда начинает судить о более известных коллегах, оказывается в роли шута. А ведь Лоза сказал абсолютную правду – Мик Джаггер действительно не попадает в ноты. Послушайте записи. А на концертах вообще ужас. Но Джаггера же любят не за чистое пение. Вот, в чём дело. И он уже давно рок-икона. Лоза покусился на святое, и ему этого не простили. Так он превратился во фрик-эксперта по любым вопросам. Интересно, неужели он не понимает, что журналисты делают из него клоуна, когда снова просят прокомментировать что-то?

 

– А тебя устроил бы такой PR? Ведь в наши дни любая известность – это деньги.

 

– Нет, конечно. Лучше умереть, чем стать фриком. Кажется, Дон Кихот у Сервантеса говорил о желании стать известным приблизительно так: «Я разумею добрую славу, ибо дурная слава хуже смерти». Но сейчас мы видим, что многие хотят любой славы и любой же ценой. Да что далеко ходить – вот интереснейший случай, певец Шарлот. Кто-то явно осмысленно разыгрывает карту такой своеобразной манерности, в которой сочетаются гомосексуальность и инфантильность, доходящая до беспомощности. Мы видим и слышим нечто совершенно бесполое, аполитичное, бесформенное. В той ужасной рекламе «Мегафона» Шарлот бегал на подгибающихся ногах, у него заплетался язык… Казалось, что это самый настоящий недоделок. Но в том-то вся и беда, что он на самом деле вообще не такой. Это специально созданный образ! Оказалось, что этот человек – интеллигентный парень, пианист с высшим образованием. Я нашёл видео, на котором он профессионально и без кривляний играет на рояле. Но массового зрителя это не зацепило. Ему подавай цирк уродов. И Шарлот стал очередным клоуном. Вот он, смотрите его по три раза в одном рекламном блоке, пока ждёте «Коня Боджека»! Ещё раз: человек с интеллигентным лицом и хорошей игрой на рояле пытался что-то сделать, но это было никому не нужно. И ему кто-то подсказал, как надо зарабатывать. Возвращаюсь к вопросу: вот такой славы я не хотел бы точно. У меня всегда была задача сделать в музыке то, что я считаю красивым. Если это будет продаваться – супер, нет – жалко, но я заработаю денег себе на жизнь. А петь то, что мне самому не нравится, лишь бы заплатили, – ни за какие деньги! В музыке я к компромиссам не готов. Я скорее буду тратить очень много времени и сил на другую работу, получать деньги и делать на них то, что мне нравится. Я никогда не рассматривал музыку как способ обогатиться. Наоборот, я трачу. Много и постоянно.

 

– У тебя есть конкретная цель, если говорить о продвижении?

 

– Конкретной нет. Если на мои концерты кто-то ходит – очень хорошо, если нет – хуже, но не смертельно. Для меня важнее записи. Я хочу в старости поставить виниловую пластинку со своей музыкой, послушать и понять, что жил не зря. Даже если это вообще потом никто не послушает ни разу, мне самому не будет мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Я буду знать, что создал нечто красивое.

 

– Что такое профессиональный музыкант в твоём понимании? И можно ли им вообще стать, или музыкантом можно только родиться?

 

– Это вопрос философский, есть разные мнения. Я всегда считал, что это тот, кто хорошо играет и поёт, тот, кто артистичен и уверенно держится на сцене. А наш звукорежиссёр, например, считает, что профессиональный музыкант – это тот, кто зарабатывает музыкой. Так выходит, что, если ты просишь милостыню с гитарой в метро – ты профессионал, а если пишешься в студии, но не катается по гастролям, – то нет… Что касается учёбы. Правильное звукоизвлечение от рождения бывает у единиц. Оно было у Элвиса, у Фредди Меркьюри. А вот у Фрэнка Синатры его не было. Но он научился петь, беря уроки. У него был маленький голос, но он умел им пользоваться и пел очень красиво. Александру Вертинскому вообще поставили голос довольно поздно, уже в эмиграции, когда он жил в Париже. И по современным понятиям он певец выдающийся, хотя в те времена Шаляпин называл его сказителем. Так вот я к чему это всё говорю: если у тебя отлично получается петь от рождения, пой, а если не получается – надо учиться. Я всю жизнь учился и продолжаю учиться сейчас.

 

– Первый альбом ГЦЪ был на стихи классиков. Почему?

 

– Да, эти песни, в основном, на стихи поэтов Серебряного века. Только пролог и эпилог мои. А так там Гумилёв и Ходасевич, один Лермонтов и один Шекспир. Я учился в театральном институте и сделал подборку стихов для экзамена по речи. А потом на них сама собой пришла музыка. Я вообще не пишу музыку специально – она приходит сама. Или не приходит.

 

– Почему ты выбрал именно театральный институт?

 

– Я никогда не интересовался ни театром, ни кино, и попал туда, потому что надеялся, что там меня научат петь. Учили, но не научили. Уже приехав в Москву, стал учиться вокалу по-настоящему. В провинции с этим беда, практически нет настоящих преподавателей. Там запросто можно окончить музыкальное училище как вокалист, а потом понять, что даже дышишь неправильно, а это основа основ.

 

– В вашем новом альбоме есть единая концепция, или ты просто написал много песен, которые сейчас приводишь к общему звучанию?

 

– В строгом смысле концептуальным этот альбом назвать нельзя. Но с другой стороны – можно: это, по сути, большая история расставания. Все песни связаны по смыслу. Это как сборник рассказов о том, как все мы пропускаем через себя никогда не останавливающееся течение жизни, её необратимые изменения. Страшно понимать, что вчера не вернётся, но это движение и есть жизнь.

 

– Задача многих артистов – встать на радио. Ты на этом не зациклен, как я понимаю?

 

– Недавно меня кто-то спросил, не лучше ли кормить публику не альбомами, а синглами. А я вообще никого и не кормлю: я на рекламу почти ничего не трачу, только на запись. Что такое «встать» и что такое сейчас вообще радио? Где крутят лёгкий рок? «Наше радио», пожалуй. Но его слушает не наша аудитория.

 

– А какая аудитория – ваша?

 

– Изначально я считал, что это интеллигенция. Но оказалось, что не только. А вот самое свежее удивление: выяснилось, что мои песни заходят даже подросткам 14-17 лет. В паблик ГЦЪ в последнее время добавляется именно молодёжь. Ей нравятся песни и на стихи классиков, и с нашими собственными текстами. Надеюсь, второй альбом тоже понравится. На две вещи из него, которые мы заранее выложили, реакция хорошая.

 

 

 

Александр Ковалёв специально для Musecube

Граф ЦеппелинЪ в ВКонтактеГраф ЦеппелинЪ в ВКонтакте

Фотографии предоставлены менеджментом рок-группы «Граф ЦеппелинЪ»


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.