Симфония № Жизнь

Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» открыл свой двенадцатый по счету сезон большим и очень важным концертом. 2 октября в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки прозвучала Девятая симфония Людвига Ван Бетховена.

Данное произведение было выбрано, не только ввиду степени его значимости для всей культуры европейской цивилизации, но и как еще одна знаковая точка в перекрестном году Германия – Россия, стартовавшем в начале 2012 года. Эту мысль особенно подчеркнул в своей приветственной речи посол Германии в России Ульрих Бранденбург, который с гордостью упомянул тот факт, что одно из величайших произведений немецкой культуры прозвучит в Москве накануне Дня Германского единства, отмечаемого в ФРГ 3 октября. Затем посол представил дирижера сегодняшнего концерта — еще совсем молодого, но уже прославленного Йоханнеса Клума, а также солистов Ромелию Лихтенштайн, Бритту Шварц, Андреаса Глэзмера и Марека Кальбуса.

Когда словесная «прелюдия» к открытию сезона была окончена, Йоханнес Клум под аплодисменты многочисленных зрителей (в зале был аншлаг) поднялся на дирижерский пульт и, выдержав небольшую паузу, взмахом своей палочки привел оркестр в движение.

Трудно поверить, но прошло уже 188 лет с момента премьеры Симфонии №9 в Вене, когда Бетховен, уже ставший глухим, лично дирижировал оркестром. Эта музыка смогла пережить две мировые войны, невидимый прорыв и колоссальное падение немецкой государственности и культуры, но, была ли это эпоха гуманистического прогресса или уничтожения всех человеческих ценностей, симфония всегда звучала актуально и в духе происходящих событий.

Став символом европейской культуры, Девятая симфония прочно влилась во множество сфер современного культурного пространства. Она часто звучит в кино или даже становится главным героем фильма («Лекция 21», реж. Алессандро Барикко), звучит со страниц величайших книг ХХ века («Заводной апельсин» Энтони Берджесс), стала гимном Европейского союза, но этим вечером ярчайшее произведение гениального немецкого романтика принадлежало московским зрителям. Оркестр и дирижер стали проводниками, с помощью которых слушатели смогли переместиться в невероятный мир бессметной музыки Бетховена, переходя из одной части произведения в другую, переживая то тревогу, то блаженство, то трепет, то очарование, пока, наконец, не добрались до «Оды к радости». Ключевой фрагмент произведения прозвучал со всей немыслимой мощью и упоением своей поэтики. Солисты и хор придали музыке то, что сделало ее неповторимой, и знаменитое стихотворение Фридриха Шиллера, прозвучавшее в стенах ММДМ, действительно стало одой к радости, для тех, кто мечтал воочию прикоснуться к Девятой симфонии Бетховена.

Возможно, аплодисменты, взорвавшие зал сразу по окончанию произведения, были такой же силы, как и 7 мая 1824 года. И уж совершенно точно, музыка великого композитора, потерявшего слух и на долгие годы оставшегося в абсолютной пустоте, до сих пор звучит, как победа звука над тишиной и жизни над смертью.

Алексей Сурин специально для MUSECUBE
Фотографии Юлии Калугиной


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.