Александр Васильев: «Ключ к шифру у нас в голове»


27 сентября Александр Васильев, лидер группы Сплин, рассказал журналистам о новом альбоме «Ключ к шифру».

На пресс-конференцию Александр приехал один, без группы, коротко представил новую пластинку, выпущенную 23 сентября, и предложил задавать вопросы (хотя, по его мнению, всё «и так ясно»). Музыкант был в благодушном настроении, иногда отвечал загадочно – так, что не поймёшь наверняка, сказал ли он серьёзно или пошутил.

Как оказалось, многие события, связанные с альбомом, можно описать одним словом – совпадение.

В последние полтора года Александр заинтересовался ситуацией с мессенджерами: правительства нескольких стран потребовали у владельцев программ предоставить им данные для декодирования, «ключ к шифру». «Это противостояние огромного государства и маленького человека, который создал мессенджер, – делится Васильев. – Такого в истории не было, наверное, со времён Джордано Бруно. Масштабы такие же – один против всех. Поэтому название и прилепилось». Когда группа ездила в тур по Америке, команда WhatsApp пригласила их к себе. Александр решил, что такие совпадения не случайны, и окончательно определился с названием.

Совпадением оказалось и то, что «Ключ к шифру» группа записала на своей личной студии. Всю жизнь Сплин писались на студии «Добролёт». Но совсем недавно в том же здании освободилось помещение – и музыканты немедленно заняли его, обжились и принялись за работу.

Нет никакого специального замысла и в том, что тур в поддержку «Ключа к шифру» начинается в Германии. «Мы этот тур запланировали полтора года назад. Но это хорошо – вдалеке от Родины катать программу, чтобы никто из своих не услышал, если что, – Васильев улыбнулся. – «Мы планировали сыграть в Stadium Live, но он закрылся. Пришлось срочно искать новую площадку – и подходящий вариант нашёлся только на март». Группа выступит в Москве 17 марта (Крокус Сити Холл) и в Санкт-Петербурге 22 апреля (Ледовый Дворец).

Секрет 16-й песни из альбома, которая выйдет только 7 октября, лидер Сплина не раскрыл. «Я написал об этом на сайте, а потом задумался – какая она, шестнадцатая. Но есть ещё несколько дней, если что – запишем. И в запасниках кое-что имеется».

Альбом был составлен «мозаичным» способом, и это – главный принцип любой пластинки Сплина. Музыкантам нравится, чтобы каждая следующая композиция была не похожа на другую. «Сначала просто создаются песни, без привязки к альбому. Потом названия пишутся на листе, разрезаются на полосочки – и дальше ты их расставляешь так, чтобы тебе и другим было нескучно слушать».

Не осталась в стороне и музыкальные эксперименты на новой пластинке. «Сэмплирование – одна из самых интересных частей записи, – рассказал музыкант. – Ты слушаешь творчество композитора, которое давно хотел исследовать. Ловишь что-то интересное, вырезаешь и пытаешься пристроить к песне. Если в произведении нет ничего, на твой взгляд, интересного, то его всегда можно перевернуть задом наперёд. Иногда неинтересная музыка в таком виде звучит гораздо любопытнее. И вырезаешь сэмплы уже из нового варианта. В песне «Череп и Кости» барабаны взяты у The Doors (не изменены, а только ускорены), а мелодическая линия – из второго концерта Рахманинова. Там прекрасный фрагмент, но очень узнаваемый, поэтому мы его перевернули. Теперь он неузнаваемый, но красоты не потерял. И на всё это наложен голос».

Многоголосие, как оказалось, тоже получилось случайно. «Я пел три варианта одной и той же песни, а потом мы включили три голоса одновременно и такие – вау! Я три бэк-вокала пел, и потом ещё три верхних бэка. И в «Пирамидах» ещё выше, всего 12. Но на живых концертах это никак не будет воплощаться. Один голос покажет все ступени».

Обложка альбома всегда была у музыкантов перед глазами – табло аэропорта. В одном из многочисленных перелётов они взглянули на него в очередной раз и подумали, как здорово бы смотрелось на нём название альбома и группы.

Александру Васильеву в принципе близко движение куда-либо. Он проиллюстрировал это неточной цитатой из своей песни «Окраины»: от окраины к центру, из центра – к другой окраине. По словам музыканта, эта песня автобиографическая, так как он родился на юге Петербурга, потом жил в центре, а теперь – живёт на севере.

Были немного затронуты темы и образы, встречающиеся в новом материале. Александр рассказал, что сильного акцента на теме смерти в альбоме нет. Смерть упоминается в контексте жизни, но не более того, без упадочного настроения. Музыкант отметил, что само слово «жизнь» в песнях повторяется гораздо чаще. Про песню «Она была так прекрасна» отвечает шутливо: «Там мужик встречает смерть в образе прекрасной тётки. Начинает её клеить, а она его отшивает. Типа, куда ты лезешь, я такая и такая!..»

Васильев отшучивался не единожды. Например, на вопрос «Какому умершему известному музыканту вы бы дали послушать свой альбом?» он пожал плечами и ответил: «Я не могу себя представить ночью, на кладбище, с лопатой, с колонками…».

Бога в новом альбоме Александр описал как «такого, классного мужика» и объяснил, что в песнях показаны разные взгляды на Бога. «Есть песня «Нам, мудрецам», в которой подразумевается история Моисея. И есть «Череп и Кости». Но мне близки оба взгляда. Мы же живём и днём, и ночью. А значит, способны воспринимать две разные, полярные точки зрения».

На вопросы о том, что вдохновляло и что влияло, Александр отозвался коротко – «сразу и всё». Он считает, что фэншуй необходим всем, а особенно авторам, поэтому пишет музыку исключительно среди красоты, чтобы сами песни получались красивые. В зале упомянули про любовь Васильева к Пелевину и спросили о том, не похож ли уход от реальности в юмор на черепаший панцирь. Музыкант ответил так: «Люди все разные. Кто-то в атаку идёт, а кто-то – в панцире сидит. У Пелевина хороший взгляд на мир – он сразу начинает стебаться, без предисловий, с самых первых секунд. И подбирает для этого самые необычные формулировки, резкие углы зрения».

Александр Васильев сказал, что интересуется и современными поэтами, музыкантами, но имена не откладываются у него в голове, потому что их слишком много. «Но в целом, по радиоэфиру, по телеэфиру, по интернет-эфиру можно сказать, что есть небольшой перекос в сторону музыки. Что музыки много, а текста мало. Мне не хватает. Поэтому самому приходится писать длинные и развёрнутые тексты вроде «Окраин».

К песням «Ключа к шифру» было снято несколько клипов, в том числе и самими участниками группы. Этот процесс их очень увлёк, поэтому они запланировали продолжить экранизацию песен. Съёмки видео к «Храму» начнутся сразу после тура.

После пресс-конференции корреспондент MUSECUBE обсудил с Александром Васильевым ещё несколько вопросов.

Евгения Смехова — МС
Александр Васильев — АВ

МС: Могли бы вы подробнее рассказать об истории Моисея в «Нам, мудрецам» и про другие отсылки в альбоме?

АВ: В Библии не раз мудрецы взывали к Господу, спрашивая, скоро ли кончатся их мучения. Но дело вот в чём – мы в XXI веке. Невозможно сделать ссылку только на одного персонажа или историю. Тут ещё и Шекспир примешан, фраза «нам, мудрецам» – это же «Гамлет». И это только два момента в песне. А ведь есть ещё припев с подсвеченными домами и украшенными деревьями… Любая песня – это сборник ссылок на всё. Мы же столько всего начитались и наслушались, что наша личность всегда – микс из впечатлений.

МС: Как сочетаются в ваших песнях древность, вечные темы и современные словечки вроде «gps», «сэлфи», «айфонов»?

АВ: Это наши слова, лексика сегодняшнего дня. Современный человек, мне кажется, должен обобщить всё прошлое и принять всё настоящее для того, чтобы счастливым войти в будущее. Подготовленным.

МС: То есть, это не пародия, а…

АВ: Если брать песню «Череп и Кости», то про сэлфи там, конечно, сарказм и пародия. Только под этим углом у нас в коллективе воспринимается жизнь. Никакого «серьёза» вообще. Слабоумие и отвага – вот наш девиз!

МС: Есть ли в ваших песнях социальный посыл?

АВ: Вообще нет.

МС: Даже в «Окраинах»?

АВ: Там есть обобщение. Но этот человек не принадлежит ни к одной социальной группе. Там, скорее, позиция наблюдателя, а не пехотинца.

МС: Вы к чему-то призываете этого человека?

АВ: Я ни к чему не призываю. Я обобщаю. Я рассказываю – ребята, мне столько лет, я вот столько здесь живу, то-то увидел, вот… Смотри. Это принципиальная позиция, она всё время в группе соблюдается. Ты не любишь, когда учат тебя, и поэтому сам никого никогда не учишь. Только делишься. Только рассказ и стёб. Ты рассказал что-то – и сразу это обстебал. Потому что только так можно это пережить. Мы живём и в мире трагедий, которые ежесекундно сыплются из новостей. Чтобы как-то со всем этим совладать, современные люди развили в себе цинизм и сарказм.

МС: Какая тема – главная в альбоме?

АВ: Главной нет, затронуто всё – и жизнь, и любовь, и смерть.

МС: А сам ключ к шифру есть?

АВ: Если тебе понравилась песня – всё, этот ключ у тебя в голове. Ты можешь даже не знать о его существовании, только потом поймёшь. Пробегись по своим любимым песням и попытайся понять, почему полюбил. И по нелюбимым тоже. Тогда поймёшь, где ключ. Кто ты и кто эти люди написавшие песни.

МС: Личное понимание – это тоже ключ?

АВ: Конечно! Оно и есть ключ. Это же ты решаешь, какие песни любимые, а какие нет.

МС: Получается, истины нет?

АВ: Есть. Но она где-то посередине, это же давно замечено. Есть два полюса, а на экваторе – во! Всё поровну.

Евгения Смехова специально для Musecube
Фото с пресс-конференции Дианы Рыбаковой тут


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.