Стабильность — признак мастерства?

Девятая церемония вручения премии «Чартова дюжина» состоялась 13 февраля в Москве и Санкт-Петербурге. Лучшее определение, которое к ней подходит — «наводящая на размышления».

Восемнадцать лет назад основатели «Нашего радио» придумали термин, который лучше всего определил не только их формат, но и музыкальные вкусы целого поколения, позволяя при этом не затрагивать спор о жанрах и существовании (или близкой смерти) русского рока. «Наша музыка», «наши люди» — это субкультура, в которой есть оттенок элитарности, ощущение закрытого клуба, в который пускают людей только определенного интеллектуального уровня и душевного склада.

«Чартова дюжина» — легендарная и бессменная передача «Нашего», в которой по результатам голосования слушателей объявляют тринадцать лучших песен недели. Со временем чарт вырос в ежегодную премию и одноименный фестиваль. Эта отдушина для любителей «нашей» музыки проходит в конце зимы — аккурат тогда, когда впечатления от последнего «Нашествия» (главного события НР) уже слегка побледнели и рассеялись, а приступать к агрессивной рекламной кампании нового еще как-то неловко. Вот уже девятый раз все «наши» собираются скромной компанией в несколько тысяч человек, чтобы подвести итоги прошедшего года и провести «раздачу слонов» музыкантам, добившимся особых успехов.

Как и в прошлом году, вручение премии проходило в двух городах одновременно — в московском «Крокус Сити Холле» и питерском «Юбилейном» параллельно шли два концерта, связанные телемостом. Идея, которая могла бы стать отличным символом единения  двух столиц под знаменем любви к хорошей музыке, а также вполне могла бы загладить небольшие шероховатости, неизбежные при организации большого мероприятия, сыграла с организаторами удивительную злую шутку.

В Москве вечер рванул с места в карьер: сначала прямая трансляция из Санкт-петербурга сета группировки «Ленинград». Сергей Шнуров в семейных трусах был как всегда эпатажен: «Молодой человек! Вот вы, да, вы, в очках — вы х*** не прыгали?! Теперь из-за вас перепрыгивать придется!». Потом — бодрое видео воображаемого общего чата музыкантов накануне “Чартовой дюжины” и налаживание телемоста, который с одной стороны вел Николай Фоменко, а с другой — Олег Гаркуша. Наконец, специально учрежденная номинация «Лучший актер», которую вручили картонному Леонардо Ди Каприо и живому медведю по имени Степан. В общем, первые полчаса фестиваля были сверхнасыщены, и вечер обещал быть томным.

“Слоны» были розданы за первые полтора часа премии: организаторы решили в первую очередь отделаться от торжественной части, чтобы потом сосредоточиться на хорошей музыке. Начавший вечер Ленинград тут же получил премию в специально учрежденной номинации «Экспонат года». Оно и немудрено: песню о каблуках имени знаменитого модельера два города орали во всю глотку. Впоследствии Ленинград еще раз поднялся на сцену, чтобы забрать приз как лучшая группа года. Так же забрала себе две награды питерская группа Animal ДжаZ – за «Хранителя весны» как лучший альбом и за «Здесь и сейчас» как лучшую песню. Призы солиста и солистки поделили между собой Алексей Горшенев и Диана Арбенина (она также была отмечена за свою благотворительную деятельность). Лидером чарта были признаны латыши Brainstorm, а премию в новой номинации «Взлом года» забрала грузинская группа Мгзавреби. Наконец, особые призы (как признанные легенды) из рук Михаила Ефремова, Ивана Охлобыстина и Дмитрия Харатьяна получили Гарик Сукачев, Сергей Галанин и Сергей Воронин, а в номинации «За вклад» организаторы почтили память Ильи Кормильцева.

Но будем честны: зрителю, который купил билет и пришел на вручение премии, намного более интересно не то, кто станет победителем, а сам концерт — действо, музыка, шоу. А шоу после первых пяти минут превратилось в такой кавардак, что главное событие рок-зимы рисковало превратиться в событие самое спорное. Подводила техника (московские зрители практически полностью пропустили вручение награды в номинации «Лучший солист», которая уехала в Санкт-Петербург Алексею Горшеневу), номера объявлялись не те и не тогда (оркестр Арановского сначала объявили слишком рано, потом попытались выгнать со сцены и тоже невовремя), ведущие откровенно стебались над своим текстом, который, кажется, видели впервые в жизни («Коля, мы сейчас вручаем лучшую группу, ты пропустил страницу»). Лучшим комментарием к вечеру стала унылая фраза самого Фоменко, обращенная к зрителям: «Вы считаете, сколько раз мы сегодня обоср*лись?».

Организация фестиваля в целом оставила после себя слишком много вопросов. Почему за всю первую часть вечера единственным номером стало исполнение оркестром Феликса Арановского двух песен группы Би-2 (вокал и гитара Шуры и Левы присутствовали в виде предварительно записанной видеофонограммы)? Почему торжественное вскрытие конвертов с именем победителя тоже транслировалось с экрана в записи? Почему выступали далеко не все артисты, выходившие на сцену и даже забиравшие призы? Наконец, почему после вручения последней награды ведущих как ветром сдуло со сцены и они предоставили отдуваться музыкантам? По иронии судьбы, вспоминается фраза бывшего руководителя НР,  точнее, его персонажа из спектакля «День радио»: «Я выкрутился — теперь ваша очередь”. Коллеги из Питера оказались честнее: заполняли паузы между выступлениями позитивными разговорами. Когда иссякли и они, на экранах начал мелькать рекламный ролик будущего Нашествия…

Хотя, конечно, если смотреть оптимистично, «Чартова дюжина» — это не про организацию, не про призы и награды, это про хорошую музыку. И все коллективы, появившиеся на сцене во второй части вечера, свои блоки отыграли честно, на полную мощность, как маленькие концерты из трех-четырех песен.

Первым брутально, по-мужицки браво ворвался на сцену КняZz. За ним последовал нежный, лиричный сет от Мельницы (Хелависа также была претендентом на награду как лучшая солистка). Настоящей мистерией стало выступление группы Пикник. Вот уж кто воистину  кажется выше всех земных интриг и ошибок организаторов. Развевается над сценой флаг, растворяется в сценическом дыму фигура Людвига ван Бетховена… и кажется, что даже когда станет рушиться мир, вечно невозмутимый Эдмунд Шклярский в неизменных черных очках будет стоять у микрофона и петь «У шамана три руки». И зал будет реветь от восторга, как ревел 13 февраля в Крокусе.

Потом — немного лирики от Brainstorm и две песни от Сергея Галанина, который чуть позже снова выходит на сцену вместе с сегодняшними хедлайнерами — Бригадой С. То, что творит на сцене Гарик Сукачев сотоварищи, сложно назвать просто выступлением. По своему обыкновению, он орет, прыгает, надрывается — в общем, выкладывается так, что за него становится реально страшно. «Легенда» полностью оправдывает свое звание и  показывает, что списывать ее со счетов еще рановато.

Другой вопрос — что приток новой крови на фестивалях формата «Чартовой дюжины» случается крайне редко. В годовом чарте, который возглавил Brainstorm, два места из 13 занимает группа «Ночные снайперы», еще два — «Би-2», а подавляющее большинство остальных занято теми же группами, которые играли на «Нашем радио» и пять, и десять лет назад. Номинация «взлом года» — исключение, но и ее победителей, Мгзавреби, посетители «Чартовой дюжины» не увидели в действии.

Словом, если случайно впасть в спячку и не включать «Наше радио» несколько лет, вряд ли вы что-то пропустите. Хорошо это или плохо — решать слушателям.

Светлана Горло, специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.