Стимпанк, гиппопотамы и абсолютное мастерство

Рассказывая о цирковом представлении, можно и нужно использовать только превосходную степень прилагательных, междометия и восторженные возгласы. Потому что это очень красиво, очень сложно и очень харизматично. А если это фестиваль, где собираются только лучшие артисты, которые подготовили новые номера ещё выше, сильнее и быстрее? Мне совершенно не понятно, почему ещё не все знают про «Идол» и не занесли его себе в календари с повтором каждый год. Это настолько особенное пространство безграничных человеческих возможностей, где теряется место и время, возраст и социальные условности. Это фестиваль открытых ртов, замершего дыхания и искреннего удивления, когда совершенно не понятно — как?! Как они это делают? Как это возможно повторять изо дня в день и не ломаться, не падать, не сдаваться?

Каждый год, а в этом сентябре уже в шестой раз, в Большом цирке на Проспекте Вернадского проходит международный фестиваль циркового искусства «Идол». Его авторы и отцы-основатели — Эдгард и Аскольд Запашные — вместе с огромной командой Большого Московского цирка создают невероятный по сложности и красоте праздник. Если обычное цирковое представление способно удивить даже самого серьезного и самого «взрослого» взрослого, то они возводят эти эмоции в четвёртую, иногда в пятую и в шестую степень. Каждый фестиваль начинают готовить сразу по окончании предыдущего. В этом году выбирали из более чем 400 заявок, остановились всего на 24, но лучших. Программу делят на два дня, поэтому у зрителей есть возможность провести сразу два очень разных вечера в одной сказке. И у этого конкурса есть несколько жюри, которое определяет лучших с точки зрения профессионалов и мастеров цирка, со стороны журналистов, артистов и актёров, и самое честное — зрителей, это признают и сами артисты, потому что только публика по-настоящему освобождена от шор и условностей профессии. Сегодня уже известны имена победителей, но я искренне не понимаю, как из участников можно было кого-то выделить. Каждый номер — это маленький мир, история людей и животных, рассказ преодоления и стойкости. Каждый из них уже победил себя, гравитацию, анатомию и некоторые законы физики. Идеальный сценарий посещения «Идола» — обе конкурсные программы, а потом еще и гала-шоу победителей на десерт. Будет много? Это вряд ли, скорее случится полное насыщение организма цирком до следующего года. Хотя где-то в середине может случится еще пара потрясающих программ братьев Запашных и придется снова сорваться в «цирковой запой», но упустить хотя бы один номер из конкурсной программы будет очень обидно.

Темнота. Каждое выступление открывалось и заканчивалось абсолютной темнотой, из который яркими огнями, вспышками света возникали новые миры артистов. Перья, пальмы, ослепительные краски востока предваряли выход целого каравана верблюдов. Как дрессировщики под руководством Константина Растегаева одним словом и жестом направляли этих красивых и сильных животных, создавали живые скульптуры, невозможно представить. Темнота. Двое артистов на проволоке, Нико и Вито, они видят друг друга в зеркале, они свободны и абсолютно контролируют происходящее и, кажется, могут остановить время. Очень тонкий и глубокий номер выполняется с такой легкостью, что забываешь про сложность и тяжесть их ежедневного труда. Темнота. Эльфы и львы — такой неожиданный образ, но очень органичный. Благородные животные выполняют все трюки, ни на минуту не теряя чувства собственного превосходства. Темнота. И над манежем взлетают на ремнях, кажется, самые красивые влюбленные в мире — Екатерина Запашная и Константин Растегаев. Без страховки они выполняют невероятные вещи и наполняют весь номер такой трогательной лирической тонкостью и любовью, что зал поднимается и аплодирует стоя, доводя артистку до слез. Кажется, я готова пересматривать этот номер в каждой программе. И снова темнота. Группа жонглеров шляпами из Китая врывается в этот сказочный мир яркими хитами Майкла Джексона. Это подарок зрителям и реверанс великому Мастеру. То что они творят на манеже, не поддается трезвому анализу, просто хочется чтобы этот бесконечный аттракцион с сотней шляп никогда не заканчивался.

Темнота. Все признают клоунаду одним из самых сложных жанров, ведь если у артиста нет умения творить невидимые связи со зрителями, существовать на каком-то ином уровне взаимопонимания, чувствовать зал, то это просто невозможно натренировать и отрепетировать. Клоунесса Елена Егорова все это может. Смеялись — и старые, и молодые, и считающие себя серьезными — все. А финальный выход под «Кабаре» с чизбургерами — отдельная радость. Темнота. На манеже благороднейшее из животных — прекрасная белая лошадь. И на ее спине хрупкая, нежная девушка Кристина Кузнецова, выполняет сложнейшие трюки с обручами и решается на уникальные перевороты и прыжки. Кроме нее, это никто не может повторить. Темнота. Парное воздушное кольцо в исполнении двух великолепных девушек из США. Они абсолютно синхронны, точны и создают совершенно из пустоты сложные и очень гармоничные фигуры. Завораживающий танец в воздухе, тонкий и чувственный. Кажется, что все перестали дышать и ожили только когда они опустились вниз. Темнота. Девушка-свеча Татьяна Белова изящно, легко, без видимых усилий сгибает и растягивает каждую косточку в своем теле, а может у нее их и нет. От ее медленного одинокого танца невозможно оторвать взгляд, это своеобразный транс, который не хочется прерывать. Темнота. Огромные гиппопотамы совсем одни в манеже. Они медлительны и сильны в своем спокойствии, завораживают и хочется, просто наблюдать за ними. Темнота. Номер из Китая — баланс на голове. Они творят нереальное — перекидывают партнеров, сохраняя идеальное равновесие, касаясь друг друга только одной макушкой. Это выглядит невозможным, люди так не могут. А они с каждым следующим трюков доказывают обратное. Темнота. Канатоходцы из Кореи возникают в воздухе над манежем, в ослепительно белом и без страховки. И когда один из них срывается, в последний момент схватившись за проволоку, весь зал перестает дышать и немного седеет. На проволоке они чувствуют себя, кажется, лучше, чем на земле. Прыгают на скакалке, балансируют на стуле, перескакивают друг через друга, а в финале создают второй уровень проволоки на плечах артистов и … хотя бы ради одного этого номера стоило прийти на фестиваль. Опять овации и весь цирк поднимается со своих мест.

Это потрясающее зрелище было бы неполным без балета Большого Московского цирка, который подготовил по-настоящему красивые номера в стиле стимпанк, где механические морские коньки и прекрасные женщины в роскошных красных платьях, золотые рыбки и танцы в песке. Они помогают сложить все отдельные яркие выступления в единый калейдоскоп.

До 16 сентября еще можно успеть посмотреть гала-шоу фестиваля. Забыть про возраст, проблемы и кредиты, вернуться к себе настоящим, удивляться, замирать и не смотреть в телефон два часа. Я наблюдала за зрителями в зале — никто не проверял социальные сети и почту. Эдгард Запашный, блестяще справляющийся с ролью ведущего этого шоу, рассказывал о цирковых приметах — никто из артистов никогда не сядет спиной к манежу в знак уважения к нему. Мне кажется, что и зрители после таких фестивалей тоже, а в следующем году придут на фестиваль «Идол», чтобы поддержать своих артистов и увидеть настоящее, абсолютно реальное чудо, которое может сотворить человек. Стать немного чище, лучше и моложе. Этот фестиваль закончится и начнется история нового — седьмого фестиваля циркового искусства «Идол». Темнота.

 

Татьяна Елизарова специально для Musecube

Фоторепортаж программы А от Марины Бакариновой можно посмотреть здесь

Фоторепортаж программы Б от Дарьи Яровой можно посмотреть здесь

Фоторепортаж церемонии награждения победителей от Марины Бакариновой можно посмотреть здесь

Фоторепортаж гала-концерта от Марины Бакариновой можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.