Каждый инструмент уникален и важен в истории музыкальной культуры. Однако, именно орган называют «королем инструментов». Это высокое звание орган заслужил благодаря своему широкому диапазону, богатству тембров и обилию музыкально-исполнительских средств. Овладеть таким уникальным инструментом – уже немалое достижение. Екатерина Мельникова не только в совершенстве владеет им, но и полностью ломает связанные с ним стереотипы. 20 февраля в арт-кафе «Дуровъ» известная органистка представила программу под названием «Орган. Время. Танец». Вечер был посвящен эволюции танцевальной музыки и ее преобразованию с течением времени. В исполнении Екатерины Мельниковой прозвучали произведения различных стран и эпох: от чакон Пахельбеля и менуэтов Гайдна до танго и рок-н-рола. Кроме того, она порадовала публику такими хитами, как вступление (румба) из сюиты Свиридова «Время, вперёд!» и музыка к кинофильму «Семнадцать мгновений весны» Таривердиева.
Концерт Екатерины Мельниковой – всегда синтез нескольких жанров. Так и в этот раз публику ожидало нечто особенное. Во-первых, был исполнен вальс на стихи Поля Верлена «Il pleure dans mon coeur…» («Плачет мое сердце»), написанный самой Екатериной, сопровождавшийся ее выразительной декламацией и пением. Во-вторых, она проявила себя в танце, который исполнила под музыку фантазии на тему индийской раги. Завораживающие грациозные движения, приглушенный свет и загадочная интонация восточной музыки создали волшебную атмосферу. Танец стал одним из самых ярких номеров во всей программе. Поистине, талантливый человек талантлив во всем!
К каждому произведению Екатерина Мельникова подбирает свой эпиграф – небольшой рассказ о том, что именно она собирается исполнить, какие образы и мысли навевает ей произведение. Благодаря ее подводкам концерт воспринимается как единое, неделимое действо, а не просто смена разрозненных номеров.
Многие произведения из репертуара Екатерины Мельниковой не предназначены для органа. Виртуозно справляясь с ними, она проявляет новаторство и исполнительскую свободу, которые, конечно же, вызывают интерес. Выбор места для проведения концерта – тоже отличается оригинальностью. Дуров хотя и «арт-», но все-таки кафе. С одной стороны, желание приобщить современного человека к органной музыке достойно уважения. А сделать это в уютном зале со столиками на двоих куда легче, чем в строгих стенах консерватории. Да и Нино Рота звучит для большинства слушателей куда приятнее и понятнее, чем Дитрих Букстехуде.
Есть, однако, и другая сторона. В одном из своих эпиграфов Екатерина Мельникова рассказала об Эрике Сати – изобретателе так называемой «фоновой» музыки. Параллель с ним действительно напрашивается, когда слушаешь орган среди звона бокалов и мерного поскрипывания вилки о тарелку. Не хочется думать, что «король инструментов» теперь должен прислуживать кому-то за ужином.
Одно можно сказать с уверенностью: орган у Екатерины Мельниковой – больше не старинный тяжелый церковный инструмент. Хорошо это или плохо – каждый решит для себя, но посетить хотя бы однажды ее концерт нужно обязательно. В ближайшее время такая возможность представится 22 марта в арт-кафе Дуров, где будет представлена программа под названием «La Dolce Vita».
Алина Эйтутис, специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Ольги Ермаковой здесь
Добавить комментарий