Свой путь

2 февраля в московском ГлавClub Green Concert состоялся сольный концерт вокально-инструментального ансамбля под названием Моральный кодекс». «Мы пойдем другим путем», — произнес когда-то один известный политик. Также и Моральный кодекс уже почти три десятилетия идёт своей, отличной от всех прочих, дорогой. Их чаще можно увидеть выступающими в компактных ночных клубах, чем на сценах больших концертных залов. И в этом тоже есть определённая нишевость. Как ни крути, они делают очень качественный продукт, который априори не может быть сверхпопулярным.

Отказавшись от каких бы то ни было световых и видео эффектов в пользу верхних белых прожекторов и жёсткой боковой подсветки, на сцене группа выглядит весьма аскетично. Когда-то с длинными волосами и в неизменных солнцезащитных очках, вероятно, олицетворявших протест и, одновременно, фирмУ, сейчас музыканты выходят на сцену, одетые совсем просто – чёрные балахоны, чёрные футболки, чёрные джинсы, а то и вовсе чёрные спортивные костюмы. Они — men in black, идущие туда, куда считают нужным. Они знают себе цену, а потому могут себе это позволить.

Сегодня Моральный кодекс – это Сергей Мазаев (вокал, флейта, саксофон), Николай Девлет-Кильдеев (гитара, вокал, бэк-вокал), Александр Солич (бас-гитара, бэк-вокал), Константин Смирнов (клавишные, бэк вокал) и Юрий Кистенев (ударные). Несмотря на многочисленные сайд-проекты участников, состав группы остаётся неизменным уже много лет.

Концерт 2 февраля был заявлен как The BEST. Впрочем, учитывая сказанное выше, что бы ни исполнял Моральный кодекс, это по-любому будет лучшим из лучшего. «Кошки», «Больше, чем любовь», «Я тебя люблю», «Почтальоны» и «Женское тело» гармонично соседствуют с чуть более экзотическими «Кукушкой» и «Праздником в пустыне». Плей-листа как такового нет, программа формируется непосредственно по ходу концерта. Отыграли композицию, чуть посовещались, разошлись по местам, и снова в бой.

Моральный кодекс – это царство неопределённости и неустойчивости, когда две, три, четыре, пять минут кряду гармонии будут блуждать вокруг да около, но так и не устаканятся, так и не зафиксируются в привычной уху последовательности из доминанты, субдоминанты и тоники. Будь музыка Морального кодекса более спокойной и вялой, это называлось бы смузи, а так… — это музыка уверенных в себе мужчин. Спокойное течение песни перемежаются взрывными гитарными соло Николая Девлет-Кильдеева. Иногда он врывается во вполне плавную и не предвещающую ничего особенного композицию с короткой гитарной фразой, фактически с репликой, ломает ритм, высекает искры и сталкивает лбами музыкантов и слушателей. Это «хуже», чем свинг, но это безусловный драйв. Похоронка ритмичности прозвучала, пора возвращаться на рельсы. Юрий Кистенев и Александр Солич невозмутимы, их не сбить, они готовы к любому развитию событий.

Понятные и простые тексты имеют самостоятельную ценность, а не просто, как это часто бывает в рок-музыке, представляют собой невнятный набор слов. Первые строки куплетов Мазаев пропевает то самолично, то, как в «Славянских танцах» или композиции «Первый снег», то дуэтом с Девлет-Кильдеевым. Пронзительная флейта в «Я тебя люблю» и резкий саксофон в «Женском теле» вдруг прорезают упругую наполненность звука, чтобы в следующее мгновение отойти на второй план. Иногда кажется, что медных духовых могло бы быть и побольше, но музыкантам, конечно, видней, они знают, что делают. Они создают этот привычный, остающийся неизменным объемный саунд уже не один десяток лет. Флуктуации незначительны, а значит, как говорят математики, в условиях данной задачи ими можно пренебречь.

В звучании группы есть что-то от фанка, что от сёрфа, обязательно электронные синтетические клавиши, а, главное, — много-много гитары. Кроме того, и это важно: Моральный кодекс – самая настоящая кладезь гитарных риффов, где каждый из них — конфетка, отдельное произведение искусства. «Почтальоны», «Я выбираю тебя», «В Москве» — риффы хочется «отрабатывать» постукиванием ноги, обязательным пританцовыванием, пропеванием, повторять и проживать их вместе с музыкантами и слушателями раз за разом ещё и ещё.

В заключение двухчасового концерта исполнены аж два биса — оба резких, агрессивных, взрывных: «Матросы» с беглым риффом на басу и приятной сменой гармоний, а также «I Don’t Care» с плавающим вокалом а-ля брит-поп и ярким гитарным соло — эдакая надёжная смесь меланхолии рок-н-ролла и ностальгии диско образца поздних 80-х. Собственно, вот он, момент истины, когда танцуют все, а голос Мазая вырывается из порталов и прощально уносится под своды зала ГлавClub’а. С большими концертам группа не любит частить, а значит у покидающих сцену музыкантов есть время, чтобы, возможно, поработать над другими проектами. Когда-нибудь они повторят большое шоу ВИА «Моральный кодекс», но в ближайшее время фанатов группы, скорее всего, могут ждать лишь короткие клубные сеты. Впрочем…. , для творчества нет ничего невозможного.

Как говорится, следите за рекламой!

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Фоторепортаж Екатерины Головиной здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.