«Танцы Кали-Юги» на грани сознания

"Танцы Кали-Юги": на грани сознания
Использовано фото с сайта Colta.ru

Владимир Мартынов – один из тех композиторов, которых можно отнести к великим современным классикам. Помимо сочинения музыки, он много занимается философией, хотя в жизни этого человека всё связано. Мартынов разделяет фигуру композитора и явление самой музыки, говорит о возвращении музыкального искусства в начальное состояние. Музыка – это стихийная сила звука, длящегося во времени; это опыт, который нельзя записать и измерить. Владимир Мартынов отрицает классическую музыку, но в любом его сочинении можно разглядеть большого знатока и старинной музыки, и неоромантической. Рядом с классическими жанрами квартета, концерта, сонаты композитора стоят арт-роковые, электронные, минималистические произведения.

 

16 декабря в Центре Михаила Шемякина Владимир Мартынов исполнил своё сочинение для фортепиано «Танцы Кали-Юги». Кали-Юга – последняя эпоха, «железный век» мировой истории с господством разврата, жестокости, обмана и зависти, ввиду которых происходит деградация всего человечества.

 

«Танцы Кали-Юги» были написаны в 2005 году для пианиста и композитора Антона Батагова, и только он может сыграть это сочинение так, как задумывал автор. «Танцы» меняют форму при каждом исполнении. Это, скорее, даже не произведение музыкального искусства, а психофизический тренинг, поток, в котором должны ужиться проблемы Кали-Юги. Чем бы мы ни занимались, мы всегда находимся во власти Кали-Юги. Этот экзерсис, как называет своё сочинение сам Мартынов, вводит в медитативное состояние, образующееся непрерывно повторяющимся звуком, взятым на педали и дающим новые обертоны, причём звук этот оказывается разным при каждом исполнении, в зависимости от инструмента и акустики помещения, поэтому «Танцы Кали-Юги», в буквальном смысле, — неповторимое произведение. Здесь нет никакой определённой структуры, и задача композитора – поспособствовать «растворению» человеческого сознания в звуке. Этот музыкальный поток начинает сам диктовать свои условия и производить на слушателя своё действие.

 

Более часа длилось наше погружение в рефлексию Кали-Юги, а затем Владимир Мартынов ответил на вопросы о прозвучавшем сочинении, своём творчестве и творчестве композиторов-минималистов. Из всех современников Мартынов выделяет Валентина Сильвестрова, Стивена Райха и Арво Пярта, Филипа Гласса и Семеона тен Хольта.

 

Несмотря на огромное количество написанной Владимиром Мартыновым музыки, его идеи известны едва ли не больше самих произведений. Но все мысли и убеждения автора так или иначе преломляются в его творчестве. Отделить одно от другого практически невозможно, и «Танцы Кали-Юги» это подтверждают.

 

 

Анастасия Видмайер специально для Musecube


Один комментарий на «««Танцы Кали-Юги» на грани сознания»»

  1. Аватар пользователя alaketa
    alaketa

    Собственно, Владимир Иванович также неоднократно упоминал Филипа Гласса и Симеона тен Хольта. Так что, о «выделении троих» — некоторое преувеличение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.