Татьяна Балакирская: Такая ты, цена свободы

Татьяна Балакирская: Цена свободы - работа собою
Татьяна Балакирская, Виктор Шестак
24 ноября автор музыки и текстов, поэт и композитор, а ещё певица, да и просто красавица Татьяна Балакирская выступила на мансарде Клуба Алексея Козлова с программой «Джазовые песни со смыслом».

Раннее начало – опасная история. Все привыкли, что клубные концерты начинаются в девять вечера, реже в восемь, но никак не в шесть. В это время практически неоткуда взяться случайным посетителям. Но начало объявлено в 18:00, и люди пришли. Они пришли на Балакирскую, пришли слушать, впитывать невообразимое ощущение чувственности, глубины и откровенности. В этот вечер вместе с певицей на сцене пианист Дмитрий Илугдин и контрабасист Виктор Шестак. Музыканты великолепны, состав мягок и комфортен, а глубокий тембр Балакирской оттеняется россыпями фортепианных пассажей и густым бархатом контрабаса.

Часто джаз – музыка развлекательная. Чуть реже – искусство ради искусства, когда замороченность превозносится на пьедестал, а чтобы прочувствовать происходящее, необходимо перейти на некий новый уровень познания звука. В результате замороченность приобретает новые качества, возникает кач, драйв, а ноги невольно выстукивают ритм.

Музыка Балакирской сложна и одновременно проста. В ней нет сверхсложных гармоний, но она балансирует на грани стилей, когда джаз проникает в как будто невидимое межтактное пространство, неожиданно произрастая изнутри фолком. Балакирская поёт на стыке гармоний, вкладывая в музыку бремя сути, когда пауза становится едва ли не важнее всего на свете, а тишина обретает многотонный вес.

За исключением первых двух композиций, исполненных на английском, программа Татьяны на русском языке. Вещи на английском – как разогрев, после которого начинается таинство.

Илугдин и Шестак – замечательные музыканты и тактичные партнёры по сцене. Они терпеливо ждут начала, а Балакирская, тем временем, начинает читать стихи или, как она сама определяет происходящее, — «рэпчину».

Шум ветра. Нет света
Ответы скрыты. Душа разбита

Слова то проговариваются, то пропеваются в унисон с фортепиано, после чего проигрыши сменяют вокализы, наложенные на аккуратные контрабасные риффы. Текста больше, чем может уместить ритмическая структура. О, Боже! Сколько всего хочется сказать, но как успеть… Слова комкаются, жмутся одно к другому, создавая ощущение переполненности пространства. А уже в следующее мгновение наоборот бессловесный проигрыш, по которому разбрызгивает бриллиантовые брызги Дмитрий Илугдин, и даже суровый Виктор Шестак улыбается, чуть пританцовывая в обнимку со своим четырёхструнным другом.

Татьяна Балакирская: Цена свободы - работа собою
Дмитрий Илугдин, Татьяна Балакирская

Балакирская наедине с роялем – отдельная страница концерта, когда хочется хмуриться и улыбаться, плакать и восторгаться смелости и честности, готовности к обнажению. «Работай с собою, такая ты, цена свободы» — поёт Татьяна. Способность переживать, рассказывая свою историю, — серьёзный мужественный шаг и бесстрашие, а со сцены между тем звучит песня на стихи Юлианы Борисовой — история жизни с прологом, главной частью, кульминацией и эпилогом.

И, пускай, меня рядом нет,
Мои чувства не изменить.
Для тебя только мой рассвет.
Для тебя продолжаю жить.

Бывает так, что музыка лишь красивый удобный фантик. Случается, что слова – пустышки, когда всё внимание сосредотачивается на красоте мелодии и гармоний. Творчество Татьяны Балакирской – удивительный пример цельности формы и содержания, когда одно невозможно без другого. Она поёт так, как будто задолжала всему миру нечто важное, то, что никак нельзя держать в себе, чем надо поделиться, освободив себя от тяжелейшего бремени. И лишь тогда «самый главный оберег», возможно, вновь обретёт силу.

Татьяна Балакирская работает со словом бережно, ювелирно отсекая лишнее, укутывая строки в пуховое одеяло сюрреалистичных гармоний. Джазовые сентенции с длинными медитативными шаманскими соло запутывают картину окончательно. Закручиваясь в клубок, мелодия развивается, будто по спирали. Кажется, что бестолку распутывать …. Но Дмитрий Илугдин, как по мановению волшебной палочки, одним движением рук выводит музыку на простор, и снова все дороги открыты, а весь мир у наших ног.

В голосе Татьяны есть лёгкое вибрато, но нет и намёка на набившее оскомину арнбишное блеяние, когда певцы и певицы выжимают из своих вокальных аппаратов дрожь, пытаясь хоть на малую толику походить на иконы стиля. Порой, когда Балакирская поёт, возникает ощущение зажатости, внутренней сдержанности, за которой прячется вулкан чувств и неистовая страсть. Иногда они прорываются так, что хочется зажмуриться. Что там? Вспышка на солнце или бесконечная пропасть, сияние или сумрак? Это не шутка. Нельзя быть такой откровенной. Пение сопровождают пассы руками. Певица раздвигает пространство, дирижируя звуками. Сносящие, накатывающие, шумящие волны бьются мимо ритма, мимо риффов. Всё просто: имя им – жизнь.

Я тебе задолжала стих.
Так вода, превращаясь в лёд,
Принимает опять молчание,
Не поёт.

Эти слова написала Катарина Султанова. Благодаря Татьяне Балакирской они стали песней.

Дуэт Балакирская – Илугдин – кульминация концерта. Умная, чувственная, богатая интонированием музыка практически рождается на сцене, чтобы стать достоянием публики. Пронзительная индивидуальность и возможность быть одновременно автором и исполнителем – едва ли не самое главное. А самое главное – желание, способность и готовность дарить собравшимся не только своё творчество, а фактически свою жизнь, переживая, сбрасывая раз за разом старую кожу и обнажая ростки новой жизни.

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Фотоотчет Кирилла Видеева тут


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.