Тем, кого не удовлетворяет выбор музыкальных программ Первого канала, в эти новогодние праздники представилась удачная возможность разнообразить марафон из «Голубого огонька» и «Дискотеки 80-х» зрелищем совсем иного порядка. Брюно Пельтье, покоривший россиян еще со времен мюзикла “Notre-Dame de Paris”, привез в новогоднюю Москву свою классическую рождественскую программу с интригующим названием “Intime Noël Christmas”.
Именно Noël, католическое Рождество, а вовсе не Новый год – главный праздник французов и их канадских кузенов. Поэтому альбом, составленный из рождественских хитов, можно отыскать в дискографии многих исполнителей, поющих на французском, – от Мирей Матье до Тино Росси. На североамериканском континенте традиция петь под Рождество не менее сильна, чем во Франции, а продажи альбомов со словом “Christmas” в названии – ощутимо выше. Так, от рождественской лихорадки не остались в стороне Селин Дион, Джастин Бибер и Джош Гробан.
Брюно Пельтье бойкотировал перспективную рождественскую тему не один год. Но когда в 2001-м году предложение сделать совместную праздничную программу поступило от симфонического оркестра Монреаля, отказаться уже не смог. Условием сотрудничества стал выданный артисту карт-бланш, который позволил сместить акцент с традиционных новогодних шлягеров и положить в основу программы всеобъемлющую тему мира, любви и надежды, навеянную проблемой международных вооруженных конфликтов и разразившейся в 2003-м году войной в Ираке.
Концерт, записанный с симфоническим оркестром в базилике Нотр-Дам де Монреаль, был выпущен на диске в 2003-м году и быстро закрепился в списке музыкальных бестселлеров. «На этом нужно поставить точку в этом проекте, – говорил Пельтье в 2004-м, оправдывая очередную серию праздничных выступлений в монреальском соборе. – Пора переходить к чему-то другому. Не хочу, чтобы рождественские концерты вошли у меня в привычку». По иронии судьбы именно так и вышло: альбом “Concert de Noёl” получил статус платинового, а ежегодные декабрьские концерты Пельтье стали неотъемлемой частью новогоднего пейзажа.
В Москву канадец приехал по приглашению компании Magnifik Productions, благодаря которой, по словам артиста, он вот уже 10 лет делит свою любовь к музыке с российской публикой. Поскольку везти через океан симфонический оркестр Монреаля было бы несколько накладно, в столице Пельтье сопровождал инструментальный квартет в составе виолончели, скрипки, альта и фортепиано. Услышать тот самый «живой звук», о котором с гордостью – увы, не всегда обоснованной – пишут на афишах некоторых звезд, в столице можно было 7 и 8 января в концертном зале «Мир». Найти свободное место в зале в эти дни было непростой задачей; всего послушать золотой голос Квебека собралось около 2 тысяч человек.
Анонс обещал классический плейлист в традиционном формате. Первый взгляд полностью оправдывал ожидания: и ель при полном параде на авансцене, и богатая световая партитура, и даже отливающий снежными отблесками галстук вокалиста, появившегося на сцене под умиротворяющие звуки Sainte Nuit («Тихая ночь» в русском переводе) – все было призвано наполнить рождественской атмосферой души даже самых закоренелых атеистов.
При виде столь тихого начала автору этих строк вспомнилось, что впервые на московскую сцену в 2009-м году Пельтье вышел в рваных джинсах с электрогитарой наперевес под аккомпанемент переходящих в ультразвук криков поклонниц и оставил неизгладимые воспоминания не только у зрителей, но и у видавших виды сотрудников Театра Эстрады. Десятилетие спустя многие находят, что сегодня канадский музыкант ещё более страстен и харизматичен, чем при первой встрече с российской публикой. Последняя повзрослела, но, в целом, не сильно изменилась и по-прежнему готова преодолевать километры и препятствия ради встречи с любимым артистом. Если тогда на концерт не отпускали родители, то теперь вчерашним студенткам приходится договариваться с мужьями – из разговоров в фойе следовало, что случаи, когда дома на попечении второй половины были оставлены оторванные от матерей грудные дети, вовсе не единичны.
Но даже консервативный репертуар и строгий костюм на герое вечера едва ли были в состоянии придать мероприятию пафоса, а Брюно Пельтье – приличествующей моменту солидности. «Здравствуйте, друзья. Я думаю, первое, что я должен сделать сейчас, это поздравить вас с Новым годом и Рождеством», — начал Пельтье по-русски с непринужденностью опытного тамады, лишь изредка сверяясь со «шпаргалками». Зал разразился аплодисментами, а канадец, не переводя дыхания, продолжил витиеватую фразу элегантным комплиментом русской публике и смелым признанием, которое, впрочем, попросил зрителей сохранить в тайне. Но, учитывая, сколько мобильных камер запечатлело его речь, этот большой секрет для маленькой компании вряд ли останется таковым надолго.
Помимо пожеланий доброго Рождества (Joyeux Noёl) и песни о вечнозеленом дереве (Mon beau sapin) в рождественскую программу вошли Ave Maria Шуберта, Imagine Джона Леннона, Quand les hommes vivront d’amour Раймона Левека – песня, признанная в Квебеке, наравне с Belle во Франции, лучшей композицией последних 50-ти лет, а также некоторые хиты из обширной дискографии певца. В щелканье пальцев под рваный бит Christmas time is here слышались отзвуки джазового альбома “Bruno Pelletier et le Gros Z’Orchestre”, а добротная работа светооператора вкупе с величественным голосом Пельтье под звуки Minuit chrétien загипнотизировали зал настолько, что на мгновение показалось, будто католический гимн действительно звучит в соборе.
Впрочем, канадский лицедей владеет даром превращать в место силы любую площадку. Концерты Брюно Пельтье – это особая форма иммерсивного жанра, где зрительный зал становится логичным продолжением сцены. Несмотря на большую высоту подмосток, не предполагавшую тесного контакта с аудиторией, Брюно Пельтье нашел способ спуститься в зал и под звуки What A Wonderful World Луи Армстронга прогулялся по партеру, заглядывая в камеры улыбающихся зрителей, тянувших руки навстречу музыканту так осторожно, словно они опасались, что от одного неловкого жеста он может растаять как сон. Картина стала ожившей иллюстрацией атмосферы нестареющей композиции американского джазмена. Уровень трогательности зашкалил, когда Золотой голос, углубившись в ряды кресел, присел на корточки перед девочкой лет семи и спел ей куплет про «прекрасный мир» при абсолютной поддержке зала, старательно выводившего “I love you”.
Казалось бы, обкатанная за 17 лет гастролей программа не должна была оставить места сюрпризам, но к встрече с российским зрителем Брюно Пельтье подготовился основательно: «красавицу ель, королеву леса» он воспел на двух языках. После французской Mon beau sapin неожиданно послышались знакомые всем с детства аккорды, и канадец, активно приглашая зрителей подпевать, с полной серьезностью затянул «В лесу родилась елочка». «Жалко, ребенка не взяли, он был бы в восторге», — посетовали мои соседи. Как оказалось, незатейливая песня способна принести «много-много радости» не только детишкам, но и взрослым. Наблюдая бурную реакцию публики, автору подумалось, что русская «ёлочка» в исполнении золотого голоса Канады вполне могла бы составить конкуренцию Le temps des cathédrales: возможно, Брюно Пельтье стоить выпустить ее отдельным синглом? После первого куплета в аудитории возникло разногласие относительно дальнейшего текста, и тут уже канадец не смог сдержать смеха и быстро свернул хоровое пение зала с плохо скрываемой гордостью за то, что справился с национальным шлягером лучше, чем местные жители.
Следом грянуло Adeste fideles. Католический гимн, в отличие от предыдущего трека, предоставил возможность голосу Пельтье развернуться во всю ширь. Финальное «Придите, верные!» потонуло в аплодисментах. И они действительно пришли. «Не думал, что после всех цветов, что вы подарили вчера, ещё что-то осталось на сегодня», — привычно поражался Брюно Пельтье, собирая одинокие розы, увесистые букеты и целые корзины. По мере продвижения к финалу сцена все больше стала смахивать на клумбу, а закончилось все и вовсе возложением цветов к ногам – чтобы вручить букет артисту лично в руки, требовалось отстоять очередь. Также из зала исправно передавали мягкие игрушки и прочий реквизит. Набор матрешек заинтересовал музыканта настолько, что он принялся раскручивать подарок прямо на сцене: под матрешкой — Пельтье обнаружилась матрешка — Гару. К сожалению, возможности проследить дальнейшую иерархию канадского шоу-бизнеса публике не представилось по причине ограниченности сценического времени.
А вот возможность спеть выдалась залу еще не раз: вокализ «У-у-у» в Imagine стал суровой проверкой музыкального слуха для существенной части аудитории, зато к Le temps des cathédrales, которую бывший Гренгуар исполнял уже более тысячи раз и, вероятно, споет еще столько же, публика полностью реабилитировалась.
Заглавная ария мюзикла Notre-Dame de Paris должна была поставить красивую точку в программе, но певец, наученный предыдущим опытом российских гастролей, уже не надеялся уйти вовремя. «Им всегда мало», – предупредил он музыкантов, когда зрители столпились у сцены, явно рассчитывая на продолжение банкета, и рождественский концерт окончательно превратился в затянувшиеся посиделки у елки, когда гости понимают, что пора бы и домой, но расходиться совсем не хочется. Брюно Пельтье проявлял чудеса дипломатии, согласовывая условия, при которых публика покинет зал: уточнял у зрителей, как будет по-русски «последняя песня», делал пассы руками, красноречиво указывая на дверь, и даже притворно обижался: «Я пою уже два часа, а вам все не достаточно?». Переговоры с залом оказались не очень успешными: «бисы» растянулись еще на десяток песен. Из шапки Деда Мороза счастливчики вытянули песню Стинга, пару арий из мюзиклов и канадскую рождественскую классику. А финальное песнопение на текст 50-го псалма Давида прозвучало под взмахи квебекских флажков в зале. Исполнение на третьем часу сольного концерта написанной для Паваротти песни, которая когда-то и принесла Брюно Пельтье звание «золотого голоса», подтвердило, что 20 лет спустя этот голос по-прежнему держит марку.
Свою долю праздника в этот день получили и музыкальные «пираты», развернувшие бойкую торговлю контрафактом прямо на ступеньках концертного зала: умиротворенная публика, спускаясь с небес на землю, в надежде продлить феерию охотно разбирала диски и портреты с поддельными автографами. И, это, наверное, единственное, что было ненастоящим в «Мире» в этот вечер.
Ирина Никифорова специально для Musecube
Фотографии Ксении Логиновой можно увидеть здесь
Добавить комментарий для Natalia Volodina Отменить ответ