150 причин не защищать родину
рассказывают
Анна Котова-Дерябина, Татьяна Паршина, Анастасия Патлай, Наталья Сапецкая, Варвара Фаэр
Пьеса и постановка — Елена Гремина.
Композитор Дмитрий Власик.

Никогда не надоест делать 3 вещи: смотреть на огонь, воду и печалиться о судьбе России. Современный театр как один из ведущих трендсеттеров в очередной раз оседлал волну патриотизма, убавив, впрочем, оголтелости. Когда благодаря твиттеру, фейсбуку и ЖЖ, высказывания современников по данному вопросу перевалили за разумные пределы и перестали интересовать даже их самих, многие обратились к удобному прошлому. Отлично иллюстрируют эту тенденцию «Толстой\Столыпин:частная переписка» в DOCе, «Мертвые Души» в Гоголь-Центре и, конечно, эксклюзив от Елены Греминой «150 ПРИЧИН НЕ ЗАЩИЩАТЬ РОДИНУ». doc

Помимо сложного названия, пьеса имеет еще и замысловатую структуру. Спектакль-концерт — а именно так позиционируют создатели свою постановку — начинается с десятиминутной увертюры, исполненной силами актрис, потряхивающих камушками в ладошках. Когда перестаешь задаваться глупыми вопросами, чем это они там трясут и что делать, если монотонные движения перейдут в судорожные конвульсии, начинаешь проникаться медитативностью навязываемого звукоряда, вызывающего ассоциации со слишком быстро текущим временем. Вообще представляется, что Дмитрий Власик, ставший композитором проекта, проделал серьезную работу. Дело не в сочинительской сложности (нет, ну серьезно: стеклянные шарики в ладошках, фарфоровые чашки и треугольники???), а в способности воплотить идею создания саундтрека гибнущего города. Невероятно, но орехи с камнями, просыпаемые на пол в нужный момент, помогают ощутить трагичность и неизбежность не хуже музыки Морриконе в последней сцене Профессионала.

К странностям спектакля легко можно добавить выбор сюжета. Падение Константинополя??? Трудно представить кто кроме Греминой, заинтересовался бы данной темой в контексте постановки. Да и ее соображения на этот счет стали очевидными лишь после комментариев в немногочисленных интервью. Если ты, читатель, образован до неприличия, нет смысла проводить тебе параллели между исчезнувшей и исчезающей империями. Но и на спектакль тогда не ходи. Потому что он для тех, кто не знал или забыл, что история повторяется, и сотни лет назад цивилизация, считавшая себя великой в течение суток исчезла в руинах города, считавшегося вечным.

Еще это история о людях, которые думали, что смогут сохранить свой личный мир, даже когда тот, большой, вокруг них рушится, и о других — которые крушили чужие миры, чтобы найти личный в себе. Создатели спектакля намеренно дистанциировались от категорий «хороший\плохой», потому что 600 лет — срок, позволяющий дать объективную оценку гениальности коварного Мехмета-завоевателя, недальновидности мудрого Константина XI, отчаянности чужака Джованни Джустиниани Лонго и фатальной двойственности лучшего друга императора Луки Натараса. Напустить туману, сгладить острые углы и показать неоднозначность решено было самым очевидным способом: история рассказана пятью женщинами. Актрисы, драматурги, журналисты, общественные деятели, разных возрастов и типажей, сильные и красивые — они не играют мужчин, скорее, жалеют и сочувствуют им. Они говорят тихо, но их взволнованность кажется вызывающей. У них особое мнение о той системе, к которой принадлежит большинство, и десятки раз проговаривая, как погибла величайшая империя, они его определенно высказывают.

Стелла Татевосян, специально для MUSECUBE

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.