Американский Чехов в картонной коробке

стеклянный зверинец1
Фото предоставлено пресс-службой Театра Наций; Фотограф: Елена Сидякина

Пять лет назад молодой режиссер Туфан Имамутдинов поставил на сцене Театра Наций пьесу Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец». Тогда многое было впервые: и первая роль легендарной Марины Мстиславовны Нееловой вне сцены родного «Современника», и первая постановка пьесы «американского Чехова» на сцене театра под руководством Евгения Миронова. А 3 мая 2018 года состоялся заключительный показ спектакля.

«Стеклянный зверинец» – отчасти автобиографическая пьеса Уильямса, принесшая ему первый громкий успех. И на ее основе режиссер Имамутдинов выстроил на сцене Театра наций целую вселенную, заключенную в рамки маленькой городской квартиры. Вселенную, состоящую из миров трех главных героев: матери, дочери и сына. Членов одной семьи, людей любящих друг друга, но глубоко несчастных.

Мир матери – Аманды Уингфилд – сконцентрирован вокруг дочери Лауры и сына Тома. Марина Неелова создала великолепный образ весьма противоречивой женщины. Она уже не молода, но обладает невероятным запасом нерастраченных сил, применить которые не представляется возможным из-за стесненных обстоятельств, в которых находится ее семья. Внешне Аманда несуразна и трогательна: милые блондинистые кудряшки украшает легкомысленный бант, а розовое платье времен «прощай, молодость» надевается исключительно в связи с торжественным поводом – приемом в доме гостя. Марина Неелова сыграла любящую мать, которая с неуемной энергией рушит жизнь своих детей, делая это, разумеется, исключительно из лучших побуждений. В одном из редких интервью времен работы над спектаклем легендарная актриса так прокомментировала работу над сложным образом Аманды и характер своей героини: «Она очень далека от меня. И чем дальше персонаж, тем интереснее к нему приближаться, мне так кажется. Тем любопытнее вступать в эту новую какую-то воду. Потому что вначале ты представляешь, потом ты рисуешь некий абрис, потом ты пытаешься закрасить это каким-то цветом, потом приближаешься». С этой сложной актерской задачей Марина Мстиславовна, как и всегда, справилась виртуозно. Ее миссис Уингфилд получилась надломленной, но обаятельной, энергичной, живой женщиной, обладающей безусловным шармом. И, что самое главное, актрисе удалось не допустить элементов буффонады в процессе игры. Ирония, горький юмор, но никакой клоунады. А ведь подобную ошибку, исходя из характера, которым наделил Уильямс свою героиню, совершить было очень легко.

стеклянный зверинец2
Фото предоставлено пресс-службой Театра Наций; Фотограф: Елена Сидякина

Роль Лауры Уингфилд – дочери Аманды исполняет актриса театра «Ленком» Алла Юганова. Трогательная и хрупкая белокурая Лаура – инвалид, с детства она сильно хромает и очень стесняется своего увечья. Мир Лауры совсем крошечный, она практически не выходит из дома, а ее единственная радость – коллекция хрупких стеклянных зверюшек. Мать любит Лауру, очень ее жалеет и в то же время досадует, что дочь до сих пор не замужем. И вместо того, чтобы рассказать и показать девушке, что настоящий мир намного ярче, шире и выходит далеко за пределы ее комнаты со скудной обстановкой, она приглашает к ним домой, в их общий маленький мир, молодого человека, потенциального жениха для дочери, который, однако, в смятении сбежит из этого оплота уныния, чтобы больше никогда не вернуться.

Алла Юганова сыграла Лауру очень бережно и осторожно. Было очевидно, что талантливая актриса смогла понять, принять и полюбить свою героиню.

Том Уингфилд – сын Аманды – человек, который имеет максимум сил и возможностей для того, чтобы противостоять навязываемому матерью укладу. Он хочет покинуть дом и даже предпринимает неоднократные попытки сделать это, но тяготится огромным чувством долга. Том трепетно и нежно любит свою сестру, любит он и мать, которую во многом не понимает. Он единственный мужчина в семье, который, как может, обеспечивает любимых женщин. И эти обстоятельства довлеют над Томом, не дают ему начать жить, начать дышать полной грудью. А еще Том – поэт. Актер Евгений Ткачук, исполняющий эту сложную, бунтарскую, насквозь пронизанную нервом роль, проникновенно читает со сцены стихи Джима Моррисона. И пусть автор звучащих в постановке стихотворений родился за год до написания Теннеси Уильямсом «Стеклянного зверинца», эти строки невероятно органично вплетены в канву спектакля.

Интересны и сценографические решения. Свой «стеклянный зверинец» режиссер Туфан Имамутдинов вместе с художником Еленой Степановой поместил в огромную картонную коробку. Декорации спектакля представляют собой двухэтажный дом, стены которого сделаны из плотного картона. Бытовых деталей минимум – стол, диван да швейная машинка Аманды. За такие декорации не спрячешься, глубинные смыслы постановки актеры доносили до зрителя исключительно через игру.

Пять лет дарил Театр наций своему зрителю эталонную постановку по Теннесси Уильямсу. Пять лет благодарный зритель принимал этот спектакль – бенефис Марины Мстиславовны Нееловой бурными овациями. Пришла пора неизбежных перемен, новых встреч и новых опытов. Остается надеяться, что «Стеклянный зверинец» не останется единственной работой актрисы – легенды в театре Евгения Миронова.

 

Наталия Каминская специально для Musecube.

Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Наций;

Фотограф: Елена Сидякина.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.