Сегодня мой дебют в роли корреспондента портала Musecube: я представляю читателям ведущую актрису двух знаменитых московских театров — Театра Романа Виктюка и Московского театра оперетты, — обворожительную Анну Подсвирову.
Кинопублике Анна еще неизвестна, так как, прежде всего, она верна театральным подмосткам. Именно на театральной сцене я впервые и увидела Анну (так и хочется сказать Анечку) в июне 2016 года. Летним вечером в Мамоновский переулок из здания МТЮЗа (Московского театра юного зрителя, в котором Театр Романа Виктюка часто снимал сцену во время реконструкции своего родного здания) вышла хрупкая девушка в очаровательном платье в горошек. Она незаметно скрылась в толпе зрителей и поклонников, как будто это и не она вовсе только что сыграла одну из своих главных ролей – роль Коломбины в спектакле «Король-Арлекин» – сложную роль, требующую большой эмоциональной нагрузки. Она лучезарно улыбалась, просто светилась, наполненная изнутри не только творчеством, но и тем, о чем я тогда еще не могла знать: она носила под сердцем свое маленькое сокровище – будущего сына. Такой она мне и запомнилась.
Что для нее актерская профессия? Что значит быть театральной актрисой? Как работа в театре повлияла на ее семейную жизнь?
Обо всём этом мы побеседовали в непринужденной обстановке в уютном театральном кафе Театра Романа Виктюка.
— Анечка, поговорим о начале твоего творческого пути. В каком возрасте ты почувствовала в себе актерское призвание?
— Это было в школе. Я вела школьные праздники – как ведущая выступала и пела. Но тягу к творчеству (к вокалу, непосредственно) я почувствовала в тот момент, когда мой старший брат стал выступать на конкурсах. Тогда я поняла, что тоже хочу петь профессионально. Это произошло в возрасте десяти-одиннадцати лет… Я окончила музыкальную школу по классу скрипка. С пятнадцати лет стала заниматься вокалом с частным педагогом – это был композитор Игорь Помазкин. Он был очень строгий, но очень любил меня, а я его. С ним мы записывали в студии мои первые песни. Я также много выступала в разных городах России от родного Кемерово до далекого Ростова, участвовала в областных конкурсах, даже ездила на выступление в Москву.
— Как родители отнеслись к твоему желанию выступать на сцене, которое в дальнейшем переросло в желание стать актрисой?
— Я из семьи технарей-энергетиков. Поэтому родители, естественно, хотели, чтобы я окончила политехнический институт и пошла по их стопам… Но я твердо решила стать актрисой. Когда они это поняли, то не только не препятствовали моему решению, а наоборот, поддержали меня во всех начинаниях.
— Говоря о начинаниях, как раз хотела спросить, — с чего начался твой творческий путь? Расскажи о своих первых шагах на пути к мечте…
— Моя мама, как только поняла, насколько сильно я хочу заниматься творчеством и выступать на сцене, стала ездить со мной к педагогам по вокалу; она сопровождала меня на разных конкурсах, заказывала у портнихи мне костюмы для выступлений. Одним словом, целиком и полностью ушла в направление, которое я выбрала. Папа нас спонсировал. Так что, мне крайне повезло с родителями – они всегда были рядом и поддерживали! Но настоящим, уверенным шагом на пути к мечте было решение ехать в Москву и поступать в ГИТИС (ранее Государственный институт театрального искусства).
— Что ты знала о Романе Григорьевиче Виктюке до того, как поступила к нему на курс в 2003 году?
— Представляешь, — ничего! Вообще ничего! Я не знала, к кому поступаю, — мне просто хотелось поступить в ГИТИС.
— Почему именно ГИТИС, а не какой-либо другой институт?
— С ГИТИСом у нас сложилась можно даже сказать мистическая история: когда я впервые переступила порог здания, то у меня пред глазами мелькнул фантом: я бегу по лестнице вниз, смотрюсь в зеркало и бегу дальше. Потом оказалось, что это зеркало и правда висит на первом этаже. Я как будто увидела свое будущее и с этого момента поняла, что буду учиться именно в ГИТИСе, что по-другому просто и быть не может.
Мы с родителями решили, что я буду поступать на курс к Бармаку (Бармак Александр Александрович — педагог кафедры режиссуры и мастерства актера). Вначале все шло успешно, но после второго тура меня не пропустили дальше, – я «слетела» с третьего тура, чему была крайне удивлена, ведь я чувствовала интуитивно, что ГИТИС – это мое место! Прежде чем идти забирать документы, мы с мамой решили зайти в деканат и поговорить обо всем, посоветоваться. Там нам рассказали,что в это же время Роман Виктюк набирает курс и предложили подать заявление к нему в мастерскую. Мама, которая, в отличие от меня, знала, конечно, кто такой Виктюк по его телетеатру, сразу же сказала, что это невозможно – поступить к самому Виктюку! Но, как это часто бывает, невозможное возможно! И я, сдав вступительные экзамены на отлично, поступила к Роману Григорьевичу!
— Когда ты уже стала студенткой курса Романа Виктюка, какие из его спектаклей посмотрела первыми?
— Конечно же, я сразу посмотрела «Саломею» и «Служанок» – «визитные карточки» Театра Романа Виктюка. Эти спектакли оказывают неизгладимое впечатление на каждого, кому довелось их хоть раз увидеть. Потом были яркие спектакли «Мастер и Маргарита», «Мою жену зовут Морис» — они произвели на меня очень сильное впечатление. Спектакли не отпускали эмоционально и энергетически. Конечно, я как семнадцатилетний «ребенок» (смеется) понимала совсем не все смыслы и пласты, заложенные Романом Григорьевичем в его постановках, но мне было безумно интересно постигать Виктюка изнутри. Я люблю все спектакли Романа Виктюка, считаю, что он гениальный режиссер. Счастлива, что работаю с ним вместе, и что училась именно у него. Из того, что идет у Виктюка сейчас, мне очень нравятся спектакли «Сергей и Айседора» о Сергее Есенине и спектакль «В начале и в конце времен» («Чернобыль») о Чернобыльской катастрофе.
— Почему из всех студенток на курсе именно тебя он взял на главную роль в спектакле «Последняя Любовь Дон Жуана»?
— Это произошло абсолютно случайно! В нашей профессии случай играет огромную роль. Роман Григорьевич не объяснял, почему взял именно меня – в тот момент просто возникла серьезная ситуация: актрису, игравшую в спектакле роль Анжелики де Шифревиль, пригласили работать в Театр Олега Табакова. Роман Григорьевич не разрешил ей совмещать работу в двух театрах, и она сделала выбор в пользу «Табакерки». Срочно нужна была актриса, которая заменила бы ее в этой роли – юная девушка, по типажу почти ребенок. Роман Григорьевич, наверное, решил, что в мои восемнадцать лет я подхожу на эту роль лучше остальных…
— Когда ты только начинала работать с Виктюком, как реагировала на его взрывной темперамент и бьющую через край энергию, импульсивность? Как проходили твои первые репетиции у него в театре?
— Я просто сразу подключилась к его безграничной энергетике Творца и доверилась ему целиком и полностью. Виктюк сам «берет тебя за руку» и ведет за собой. У Виктюка обычно очень эмоциональны репетиции, и артистам иногда приходится нелегко. Но в актерской профессии редко бывает легко. Виктюк достает из нас, артистов, все эмоции, которые только возможно достать, «разгоняет» нас по максимуму – и это бесценно, совершенно бесценно в нашей профессии! Он невероятно талантливый, гениальный режиссер, подлинный мастер. Хулиган, при этом открытый, как ребёнок! Он обладает огромным багажом знаний за плечами и всегда целиком и полностью отдается своему делу.
— Как изменилось твое отношение к Роману Григорьевичу спустя пятнадцать лет с момента встречи с ним? Восприятие его как режиссера, учителя?..
— Одно я могу сказать точно: чем старше я становлюсь, тем сильнее его люблю. Тем больше я понимаю, насколько он талантлив. Когда я была студенткой, во мне этого понимания было меньше. Сейчас, конечно же, моя любовь к нему всё больше и больше.
— Что Виктюк требует от своих артистов?
— Роман Григорьевич всегда ждет от нас полного доверия, смелости делать то, что он предлагает. Позволяет импровизировать, при этом всегда направляет и задаёт четкие рамки, «коридор возможного». Артисту нужно только набраться смелости, чтобы пуститься с ним в невероятное, волшебное путешествие, нужно быть готовым прочувствовать, услышать Романа Григорьевича и включиться в творческий «космический» поток – это волшебство, которое всегда происходит «здесь и сейчас».
— Ты играешь главные роли в спектаклях Романа Виктюка: в «Последней Любви Дон Жуана» – Анжелику де Шифревиль, в «Короле-Арлекине» – Коломбину, в «Коварстве и Любви» – Луизу Миллер. Кто они для тебя – Коломбина, Луиза, Анжелика?.. Все три – красивые, смелые, любящие. Как мне кажется, между ними много общего. Что ты думаешь по этому поводу?
— Мне очень нравятся эти героини. Они все близки мне, каждую из них я люблю по-своему. Всех моих персонажей объединяет любовь. Коллеги говорят, что в «палитре» Романа я – светлая краска!
— Спектакли «Король-Арлекин» и «Коварство и Любовь» по замыслу Виктюка взаимодополняют друг друга: «Коварство» (мещанская драма Ф.Шиллера) является идейным продолжением «Короля-Арлекина» (пьеса австрийского драматурга Р.Лотара). Одинакова тематика этих спектаклей – отсылка к фашизму, осуждение тоталитарного режима, где нет места истинным чувствам. Обе пьесы написаны на немецком… Когда ты начала репетировать «Короля», а затем «Коварство», ты сразу видела себя в этих спектаклях или возникали проблемы с пониманием роли, постановки?
— Я полностью доверяю Роману Григорьевичу и я автоматически вижу себя в том, в чем он меня видит. Конечно,были и сложности… И такие сложности, что я даже не выпустила спектакль «Коварство и Любовь» в 2011 году, а вернулась к нему с позволения Мастера, только спустя почти шесть лет! Были расхождения, был дурной мой характер… Мы выпускали спектакль «Коварство и любовь», репетиции шли активным ходом, но в какой-то момент я почувствовала дикую усталость… Я решила, что нужно сменить обстановку и уехала на гастроли с антрепризой. Отпросилась у помрежа (помощника режиссера) договорилась с администрацией, что репетировать будет Женя Соляных (актриса «Театра Романа Виктюка»), с которой мы чередовались в роли Луизы. Вернувшись с гастролей, я собралась выйти на сцену. Роман Григорьевич накричал на меня во время репетиции и отстранил от роли. Тогда я очень сетовала на свой характер… Только в 2016 году я официально вернулась в «Коварство». Далеко не сразу я начала получать удовольствие от работы в спектакле: даже сейчас та сцена, с которой он меня выгнал, все еще дается мне чуть сложнее остальных.
— Что помогает тебе справляться со сложностями в своей жизни?
— У меня есть твёрдая установка: все, что с нами происходит, необходимый опыт для нашей души. Вера, труд и смирение помогают мне принять действительность такой, какая она есть. Лет в пятнадцать я прочла «Библию». Наверное, эта книга и заложила во мне определённый стержень… Когда я ее читала, то находила подтверждения своим мыслям и чувствам. В этой книге многое нужно читать между строк.
— В «Последнюю Любовь Дон Жуана» тебя взяли совсем юной неопытной актрисой и сразу дали в партнеры самого Дмитрия Бозина (заслуженный артист РФ, ведущий артист Театра Романа Виктюка). Потом, через 5 лет, был «Король-Арлекин». И опять дуэт с Бозиным, и вы снова играете любовь – сложные, противоречивые отношения – настоящее чувство. Как ты себя чувствуешь рядом с ним? Он старше, опытнее…
— Рядом с Димой Бозиным мне невероятно легко. Этот артист так наполнен, убедителен, включен в процесс, что не зарядиться творческой энергией от него просто невозможно. Это счастье работать вместе с ним!
— Насколько мне известно, теперь многие артисты из труппы Романа Виктюка совмещают работу в нескольких театрах, играют в антрепризах, снимаются в кино. Вот и ты также еще работаешь в Московском театре оперетты… Значит, Роман Григорьевич поменял свое отношение к совместительству у него в театре?
— Да, мне Роман Григорьевич разрешает совмещать работу в двух театрах. Но, дело в том, что мой курс был музыкальным, хотя руководил курсом драматический режиссер. Роман Григорьевич понимает, что я заканчивала музыкальный факультет, что у меня есть желание петь. Хотя в спектаклях Виктюка много музыки, танцев, но так сложилась, что я в них практически не пою. Поэтому, думаю, Виктюк и идет на такой компромисс в моем отношении.
— Тебе мастерски удается совмещать работу в двух таких разных, даже можно сказать, полярных театрах! Какие преимущества тебе это дает?
— Полярных – сказано совершенно верно. Абсолютно полярных. Главное преимущество в этом – расслабление психики, прежде всего. В переключении труда и есть отдых. Там, в Оперетте, одна эстетика, здесь, у Виктюка, — другая. В результате того, что я чередую коллективы, в которых общаюсь, я люблю всех. Всегда. Мне никто не надоедает, я всем всегда рада. Но Театр Виктюка приоритетный театр для меня. В Оперетте благосклонно и с пониманием подстраиваются под мое расписание здесь…
— В 2014 году в Театре оперетты состоялась премьера мюзикл «Джейн Эйр». Твоим партнером стал Игорь Балалаев, в роли Мистера Рочестера. Как тебе работается с таким мэтром?
— Когда я впервые увидела Игоря Балалева в мюзикле «Монте-Кристо», я подумала, что если и существует идеальный для меня партнер на музыкальной сцене – то это именно он. Тогда я и не мечтала о том, чтобы на равных играть с ним в одном спектакле.
— Как тебя утвердили на роль Джейн Эйр? Как шла работа над спектаклем? В чем особенность постановки «Джейн Эйр» в Театре Оперетты?
— На роль «Джейн Эйр» меня утвердили сразу. Режиссер Алина Чевик поверила в меня, меня отправили на прослушивание к композитору, сказали, что если что-то будет мне неудобно — он переделает. Это ещё одно чудо и удача в моей жизни — счастье быть у истоков спектакля. Мюзикл «Джейн Эйр» несколько иной стилистики, чем большинство постановок Оперетты, что-то несвойственное этому театру, как я считаю. Одним словом, чудо, что это произошло со мной!
— Какая она, твоя Джейн? Какой ты её видишь? Чему она тебя научила?
— Мне очень близок это персонаж. И, возможно, я даже ассоциирую себя с Джейн. Мое жизненное кредо – «Любя, побеждай!». Именно Джейн меня этому и научила! У этой героини многому можно поучиться: ее терпению, жертвенности, трудолюбию.
— В Театре Оперетты ты познакомилась со своим будущим мужем – Николаем Семеновым (актер, певец, солист Театра Оперетты). Расскажи подробнее, как произошла эта судьбоносная встреча?
— Представляешь, тоже случайно! Когда Николай попал к нам в театр, то мы сразу стали общаться, ведь я человек открытый. Полгода мы просто дружили. Я даже не смотрела на него как на «потенциального» мужа, потому что никогда в жизни не хотела, чтобы мой будущий муж был, как и я, артистом. Я, повторюсь, из семьи технарей – мне они и нравились всегда (смеется). Я с трудом воспринимаю актеров именно как мужчин… Но, как-то раз, Коля захотел проводить меня до метро после спектакля. Когда мы прощались, он вдруг наклонился ко мне и поцеловал меня прямо в губы! Я была в шоке, смогла только выговорить «Пока!» ему в ответ. Мы расстались, но через десять минут я написала ему смс: «Всё! Теперь ты обязан на мне жениться!» (смеется).
— Какая чудесная история! В наше время редко встретишь такие чистые, светлые отношения. Сейчас вы с Николаем воспитываете маленького сына (родился 5 января 2017 года). Что для тебя важнее – семья или сцена? Мне кажется, что в твоих улыбающихся глазах я уже заранее вижу ответ на этот вопрос…
— Конечно же, семья! После рождения ребенка я особенно сильно начала ощущать, что для женщины семья должна быть в приоритете. Но это ни в коем случае не умоляет моей любви к театру, искусству. Я безумно люблю репетиции и с огромным удовольствием погружаюсь в творческий процесс!
— В 2019 году Роман Виктюк поставил спектакль «Мелкий бес» по роману Федора Сологуба. В этом спектакле присутствуют библейские мотивы, в самом романе ярко звучит тема Апокалипсиса… Здесь снова Виктюк выбрал именно тебя на роль Людмилы. Чем тебе интересна эта роль, сам роман?
— Это роль немного иного плана нежели мои предыдущие роли. Анжелика, Луиза, Коломбина – героини юные и доверчивые, а Людмила – другая. Она не наивная девушка. Людмила влюблена в молодого юношу – студента, который младше ее на пять лет. Людмила немного психологически взрослее его. Ее чувство – сильное, настоящее, как и у остальных моих героинь, но оно гораздо более страстное, и сама она более зрелая в эмоциональном плане. С этой ролью у меня идет уже некая постепенная трансформация: из неопытных девушек – в молодых энергичных женщин. Это очень интересно – так я развиваюсь в творческом плане!
— И напоследок, поделись, есть ли у тебя какие-то планы на будущее, не связанные с работой в театре?
— Я хотела бы попробовать сняться в хорошем кино.
— Почему раньше ты не пробовала получить роль в каком-нибудь фильме или сериале?
— Даже не знаю… С одной стороны, я всегда стремилась играть именно в театре. С другой, если говорить честно, – просто плыла по течению, оно само несло меня в «прекрасное далеко». Меня часто приглашали в разные постановки, я была постоянно занята, так что у меня даже не оставалось времени подумать, хочу ли я еще чего-то. Сейчас, когда появился ребенок, я стала больше размышлять о жизни, о самых разных вещах, связанных с искусством и не только…
Спасибо прекрасной Анне Подсвировой за интересную беседу! Тепло попрощавшись со мной, она побежала готовиться к выходу на сцену в роли Луизы, главной героини пьесы Шиллера «Коварство и Любовь». А я отправилась в который раз смотреть яркую постановку этой пьесы – одно из наиболее трепетно любимых мною творений Великого Маэстро Романа Григорьевича Виктюка. Он осовременил эту вечную классическую вещь, выбрав в качестве саундтрека исполнителей с мировыми именами: рок-группу «Rammstein», Майкла Джексона, Криса Айзека – «современного Элвиса». Казалось бы, как все они могли так органично вписаться в пьесу XVIII века?.. Пьесу об интригах, разрушивших любовь благородного дворянина и девушки из скромной мещанской семьи?.. Так вот, у Виктюка – еще как могли! Потому что Роман Григорьевич – самый смелый режиссер современности. Работать с ним и соприкасаться с его «мирами» – огромное счастье и удача, с чем мы и поздравляем Анну. Как режиссер он в некотором роде уникален. А чтобы убедиться в этом самим, – поскорее приходите в Театр Романа Виктюка. Не пожалеете!
В статье использованы фотографии Полины Королевой, Елены Пенкиной, Анны Французовой, Полины Принцевой, Татьяны Масловой, а также фотографии из личного архива Анны Подсвировой.
Благодарю за наставничество Светлану Валерьевну Казёнову, главного редактора газеты «Планета 1519».
Полина Принцева специально для Musecube
Добавить комментарий