Бесполезны все ваши философии

pyf65n-zqniВ комнате с черным потолком с правом на надежду, в комнате с видом на огни, с верою в любовь. Приблизительно в таком окружении и с таким настроением в конце октября на сцене театра имени Ленсовета прошли премьерные показы спектакля «Венчание», созданного студентом выпускного курса Ю.М. Красовского Бениамином Коцем по одноименной пьесе польского писателя Витольда Гомбровича. Появление этой работы обязано режиссерской лаборатории художественного руководителя театра Юрия Бутусова и драматурга-театроведа Асей Волошиной, в рамках которой совсем еще юный третьекурсник Коц предложил свое прочтение польской пьесы, до этого ни разу не поставленной на отечественной сцене. За минувшие годы эксперимент сумел вырасти в полноценный спектакль, которому суждено занять достойное место в репертуаре Малой сцены театра, ведь воплотить идею в жизнь режиссеру помогли «студийцы» – выпускники актерского курса А.Я. Алексахиной, полным составом вошедшие в труппу театра. В их арсенале уже значатся и серьезные разноплановые работы по Брехту и Фоссе, и смело-зрелые актерские решения, и лестные отзывы критиков, и безоговорочная зрительская любовь. БениаминКоц, для которого этот опыт стал дебютом на взрослой сцене, кажется, сумел войти в унисон с актерской природой «бутусовцев»: он заметно обогатил их сложными ролями и перешел с исполнителями на универсальный сценический язык.В результате получился настоящий спектакль-перевертыш, в котором женщины играют мужчин, значение пола сводится к минимуму, а человек и его дрожащая сущность выползают на первый план.

Как литературный артефакт, пьеса «Венчание» – кладезь аллюзий и метафор для своего читателя, а как драматургическая основа спектакля – источник многослойных и неожиданных комбинаций. История, до предела наэлектризованная и пронизанная предчувствием катастрофы, на два часа превращает пространство малой сцены театра в настоящее поле для битвы: здесь умирают традиции, подвергается скептицизму и сомнению религия, а власть становится причиной раздора и гибели. В «Венчании» считываются отсылки на ницшеанскую философию, сквозь сюжетные ходы Гомбровича проступают каркасы шекспировского «Гамлета» и «Макбета», прослеживаются экзистенциальные формулы Сартра. Главные герои пробираются сквозь липкую паутину чужого мнения и непонимания, а их антагонисты ведут историю к трагическому финалу.

dewheuma4yiОтец/король Игнат (Антонина Сонина) и мать/королева Катажина (Анна Жмаева) не могут наладить контакт с вернувшимся с войны сыном/принцем Хенриком (Софья Никифорова), поэтому их трудные отношения обрастают все более новыми рефлексиями, взаимными упреками и неразрешимыми претензиями. Разрушающий конфликт достигает апогея на фоне символа чистоты и правды, возлюбленной принца (Вероника Фаворская), женитьба на которой – его сверхидея. Но принцесса превращается в распутную служанку, и Хенрик, ведомый внушениями Мефистофеля-Пьяницы (Сергей Волков), скидывает все моральные устои и нормы. Воля и представление традиций оказываются попранными силой нового человека, который, отринув старое, еще не успел сотворить замену. Хенрик не признает ни доктрины, ни абстракции, не верит ни в Бога, ни в разум. Он видит мир таким же смятенным и темным, как он сам, годным разве что для драки и игры. Послевоенная идеология победы и поражения в пьесе Гомбровича становится как будто ключевой, но в спектакле затрагивает зрительское сознание по касательной.Гораздо важнее здесь не антикультура масс, а свержение гуманизма:

«Никчемны ваши книги, бесполезны
Все ваши философии, системы, статьи и речи,
Основанья, определенья, наблюденья,
Взлет мысли, откровенья, вдохновенья,
Что громоздятся башней вавилонской
Во лбах двух миллиардов человек,
И друг о друга постоянно трутся
В своей безумной, мрачной, дикой течке…»

hcmpaqahvowПо мнению самого писателя, «Венчание» — это свободная разгрузка фантазии, поэтому весь вышеперечисленный сюжет легко закладывается в набор этюдов, снов и видений, связанных в единый спектакль БениаминомКоцем. Режиссер предлагает взглянуть на знакомые образы, считать поэтические и визуальные цитаты, устать от доминирования черных цветов и завязнуть в непростом тексте и сложной музыкальной партитуре, чтобы в финале вместе с актерами вычерпать себя до самого дна. «Венчание» – это сложносочиненный манифест двадцатилетних, для которых сквозь отчаяние и боль проступает силуэт неизбывной надежды.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Юрии Смелкиной, предоставленные организаторами


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.