"Человек из Подольска": как в обыденном увидеть необыковенное
Фото Дарьи Пичугиной

В Театре «На Литейном» новая премьера — постановка «Человек из Подольска» по пьесе драматурга Дмитрия Данилова, получившей премию «Золотая маска». Говорят, театр получил право первой постановки в Петербурге. Премьера состоялась 10 ноября, а мне удалось посетить пресс-показ днем ранее.

В рамках премьеры уже ставшей знаменитой пьесы в Театре «На Литейном» прошли читки еще двух пьес Данилова: «Сережа очень тупой» и «Свидетельские показания». Что интересно — оказывается, и у читки пьесы есть своя режиссура, что для меня, как для зрителя, оказалось в новинку. В общем, у петербургской публики и завсегдатаев театра перед премьерой спектакля выдалась возможность в полной мере ознакомиться с драматургией Дмитрия Данилова. А сам автор присутствовал и на пресс-показе постановки «Человек из Подольска».

По сюжету, кажется, все довольно просто: обычный, среднестатистический житель Подмосковья, а именно города Подольск, оказывается задержанным сотрудниками полиции. И зритель вместе с главным героем напрягается и с опасением ждет, что же будет дальше. Это опасливое ожидание растет с каждой новой секундой, пока герой, дожидаясь возвращения полицейского, делит сцену с неизвестностью.
Однако, пресловутая неизвестность оказывается настоящим абсурдом и совершенно не соответствует общепринятым ожиданиям модели поведения полицейских и происходящего в участке. Задержанного Фролова Николая Степановича (кстати, имя «Николай Степанович» не может не напомнить о героях пьесы «Сережа очень тупой» — поневоле задумаешься о связи сюжетов и персонажей) неожиданно огорошивают вопросом, знает ли он численность Подольска. Затем — в каком веке он получил статус города.
И это — только начало.

"Человек из Подольска": как в обыденном увидеть необыковенное
Фото Дарьи Пичугиной

Полицейские и случайный узник камеры временного содержания (случайный ли?), житель Мытищ, проявляют к Николаю все больший и нетривиальный интерес, вскрывают его подноготную, пытаются докопаться до его сути — зачем и чем живет Николай Степанович Фролов, житель Подольска, редактор, не имеющий журналистского образования и интереса к этой работе, человек, не замечающий ничего вокруг, для которого повседневность уже давно стала однотонной серостью без проблеска надежды, интереса и желания увидеть что-то красивое, нетривиальное? И даже не то что желания — неспособности…

Безусловно, у Николая есть мечты, есть цели (или были, кто разберет теперь) и свои достижения, но все погребено под унынием, под неумением, как говорил персонаж из совершенно другого канона, «выбраться из опостылевшей колеи». Он не видит возможностей, и в ответ на это господин старший сержант сравнивает Николая с гостем на роскошном застолье, притащившем за пазухой свои объедки, давящимся ими и упрекающем хозяев в скудном угощении. А дальше только хуже: Николая Степановича Фролова сравнивают с животным, живущем на автомате и, дав подписать самый настоящий протокол, оставляют наедине с самим собой. С нелюбовью к своему городу, работе, девушке, к тем вещам и явлениям, в которых присутствует своя красота и очарование, даже в самых повседневных, но этого герой просто не в состоянии увидеть. Оставляют наедине с нелюбовью и презрением к себе.
Но, впрочем, дают наставления и советы, как жить дальше. Хотя бы первое время, пока… Николай не встретится со странными полицейскими в этот театре абсурда вновь. По крайней мере, так обещают ему недавние судьи и гуманные мучители.

Возможно, в спектакле (и пьесе изначально) затрагиваются темы, на которые обращаешь внимание, только если тебя также явно тыкнут носом в них, как пресловутого жителя Подольска. Для себя я, наверное, открыла их несколько ранее и стараюсь не допускать в жизни подобного уныния, болота, в которое загнал себя герой. Поэтому постановка оставила не такой тяжелый след в мыслях, как могла бы. Но нет-нет, да припоминаешь в себе черты Николая Степановича, имя которого вполне может стать среди театральной публики нарицательным. Что и говорить, Дмитрий Данилов выносит на раздумья темы, как никогда актуальные нашему времени и настроениям общества. А режиссер Андрей Сидельниов воплотил их на сцене так, что хочешь-не хочешь, а отголоски спектакля будут звучать в голове и спустя несколько дней.

 

Анна Неверова, специально для Musecube.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.