Чтобы услышать, надо замолчать

Сергея Рыбежского

20 сентября в «Театре на Литейном» состоялась премьера спектакля «Лавр» по роману Евгения Водолазкина. Роман вошел в Топ-10 лучших книг мировой литературы о Боге, переведен на множество иностранных языков, стал лауреатом престижных литературных премий. Это первая постановка романа в России.

 

«Лавр» — история средневекового врача Арсения, который, путешествуя по миру, ищет ответы на вопросы об истории человечества и поиске индивидуального пути, о конце света — личном и всеобщем, о том, можно ли отдать свою жизнь за другого человека. Евгений Водолазкин признаётся, что хотел написать историю о добром человеке, о диалоге человека с Богом. И оказалось, что для такой истории нужна дистанция — чем больше, тем лучше. Например, взглянуть из современности на Средневековье. Или из Средневековья — в сегодняшний день.

 

Спектакль «Театра на Литейном» пытается сохранить мерцающую природу романа, где сквозь одно время просвечивает другое, где юродивые и посадники идут по показавшимся из-под талого снега пластиковым бутылкам на будущую Комсомольскую площадь.

 

Режиссёр спектакля Борис Павлович говорит: «Для того чтобы остановиться на бегу и оглядеться по сторонам, нужна определённая отвага. Чтобы узнать другого, надо забыть о себе. Чтобы услышать, надо замолчать, взглянуть в светящееся окно первого этажа, подумать о людях, которые там живут, и прислушаться к музыке, которая оттуда доносится. Наш спектакль — попытка рассказать о себе, рассказывая историю другого.

 

Спектакль начинается с хаотичного шага героев, они молча ходят по сцене, в поисках себя, а может, чего-то ещё. На фоне играют три музыканта, и тишина ожидания в зале. В постановке нет четкого распределения ролей. Вряд ли кто-то из артистов рискнёт сказать: я сыграю святого. Но рассказать о нём, соотнести себя с тем, что такое человек в своём предельном воплощении — это, наверное, задача, достойная театра».

Чтобы услышать, надо замолчать

Практически каждый артист в какой-то момент примерил на себя личность Арсения — Лавра. В спектакле присутствуют очень интересные диалоги, которые направляют человека в сторону размышлений:

 

— «Стоит ли встречать человека, если больно расставаться?
— Встреча сильнее расставания. До встречи только пустота, а потом человек остаётся в памяти».

 

В диалогах героев очень много говорится о времени, о его течении, влиянии над нами. В спектакле присутствует переплетение времени, как веретено калейдоскопом оно сменяет себя.

 

— «Что есть время в нашем мире?
— Время есть проклятье, ибо в раю его не было».

 

Спектакль, действительно, останавливает тебя в пространстве. Появляется ощущение того, что всё вокруг застыло. Монотонность шага и характера героев напоминают нам о том, что стоит только приложить усилие к тому, чтобы наблюдать, чтобы начать видеть не то, что вокруг, а то, что в тебе самом. «Знание не предполагает усилие. Усилие предполагает вера». Так прозвучало в одном из диалогов героев.

 

Три музыканта (с окаринами и баяном) в финале обретают голоса. Они пересказывают дикие обстоятельства похорон Лавра и восклицают от имени очередного заезжего европейца: «Что вы за люди такие? Вы сами–то понимаете?»

«Нет, не понимаем, мы и сами ничего не понимаем», — бормочут артисты, выходя на финальные поклоны.

 

 

Юлия Коломейченко специально для Musecube

Фотографии Сергея Рыбежского


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.