Context. Grand Finale: беспощадная хореография Хофеша Шехтера

Context. Grand Finale: беспощадная хореография Хофеша Шехтера
Использовано фото из официальной группы фестиваля CONTEXT вконтакте

Когда в 2013 году только появился фестиваль CONTEXT. Diana Vishneva, о нём сразу же заговорили как о культурном явлении, которое может задвинуть на задний план другие российские проекты подобного толка. Связано это было, прежде всего, с тем, что идейным вдохновителем, давшим своё имя проекту, стала прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва, которая очень тонко чувствует современную хореографию. За шесть лет существования фестиваля аудитория проекта выросла, а интерес заметно усилился. Фестиваль неофициально делится на две части: первая –конкурс молодых хореографов, главным образом, российских, и вторая – показ лучших мировых новинок в области хореографии. В этом году зрителям представили спектакль «Grand Finale» Хофеша Шехтера, который был представлен в номинации «Лучшая современная хореография» Премии Лоренса Оливье в 2018 году.

 

Что же такое «Grand Finale»? Это концертное, театральное и, прежде всего, танцевальное видение мира Шехтера в свободном падении. Это «Голодные игры» и постапокалипсис на сцене. Хофеш не заигрывает со зрителем, ему всё равно на то, что спектакль может показаться в некоторых местах неудобным, и, о Боже (!), не толерантным. Вы пришли к нему непрошенным гостем, а потому сядьте смирно и смотрите. Вы пришли посмотреть на то, как хореограф с помощью движения выражает свой гнев, несогласие с тем, что происходит вокруг. Танцовщики ведут себя агрессивно: постоянно повторяют несколько движений, грозят кулаками не то небу, не то в зал и бьют себя в грудь, кажется, со всей силы. Таскание трупов за ноги – это действие заканчивает собой каждый эпизод спектакля – не важно, шли ли люди минуту назад к общей цели, объединялись в протестные кружки или уединялись. В постановке заняты артисты из восьми стран – невероятное количество энергетики, которая смешивается на сцене, бурлит, кипит и выдаёт в зал такой мощный посыл, что, словно ураган, врывается в твоё личное пространство и переворачивает всё с ног на голову, и тут же улетучивается на бешеной скорости дальше.

 

Необузданная, бешеная, животная энергетика хореографии Хофеша подкрепляется сценографией Тома Скатта, оформившего в пространстве несколько подвижных платформ, которые визуально то сжимали, то расширяли пространство в зависимости от происходящего на сцене. Особого внимания заслуживает свет от Тома Виссера, который дополняет общую картину: с его помощью мы видим то мрачное подземелье, то могилу, то космос.

 

На входе в зал предупреждали: порой музыка может быть очень громкой, поэтому каждому зрителю предусмотрительно выдают беруши. Уменьшить громкость до комфортного уровня возможности нет – ведь спектакль не о том, как бы нам хотелось бы, а о том, как есть на самом деле. Поэтому музыка – громкая, хореография – беспощадная, действие на сцене затягивает так, что не обращаешь внимание не то что на соседей в партере, но и на то, что поза, в которой сидишь неудобна, и телефон надрывается вибрацией в беззвучном режиме.

 

Спектакль «Grand Finale» — это намного больше, чем хореографический этюд Шехтера, это манифест автора и отражение нашего сегодня.

 

 

Яна Квятковская специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.