Андрей Максимов – не из тех, кто будет идти простым путем. Он ставит себе задачи сложные, впутывая в их непростую реализацию театр имени Вахтангова и его потрясающих артистов. На сей раз – извлечен из нафталинного шкафа Валерий Брюсов, главный символист Серебряного века, и – незаслуженно забытый, как, впрочем, и положено настоящему декаденту.

 

Первое из того, что говорит об успешной реализации этого замысла, выражено, конечно же, в великолепнейшей сценографии Максима Обрезкова. Пара образов, штрихов, и вот – перед нами портрет эпохи. Уточненный, декадентский стол с черными листьями, люстра над колосниками, декольте Натальи (Ольга Тумайкина, уже успевшая поработать с Максимовым в спектакле «Любовь у трона»), блистательные зеркальные шкафы – но над всем этим плотный ряд шинелей, как символ маячащей революции и одновременно – мир мужчин главной героини. Наталья Ольги Тумайкиной заявляет, что «все мужчины на один лад», так же, как ее разные на первый взгляд любовники: Модест Никандрович, художник и артист по жизни (Игорь Карташев), и Володя, молодой революционер (Юрий Поляк) ведут себя совершенно одинаково, как могли бы вести себя все эти безликие, пустые шинели.

 

В основе пьесы, написанной Максимовым, в первую очередь «Последние страницы из дневника женщины». Всего вернее – сюжет, обличенный, на первый взгляд, в детективную оболочку: «Моего мужа нашли убитым в его кабинете!» — кричит Наталья в начале спектакля, но кружащиеся в вихре равнодушия герои не реагируют на ее слова. Это жестокий мир отображенной эпохи, где каждый занят исключительно собой и своими интересами.

 

Герои озвучивают мысли, которые находятся на грани. К примеру, кузина Натальи, Лидочка, охвачена совершенной ревностью к своей сестре и страстно не желает делить ее с многочисленными любовниками, в числе которых, по ее убеждению, окажется следователь (Витайлис Семеновс). Следователь же говорит голосом психопата из новеллы Брюсова «Теперь, когда я проснулся»: «Мне кажется, что среди всех ощущений, которые называют наслаждениями, есть только одно, достойное такого названия,- то, которое овладевает человеком при созерцании страданий другого. Я полагаю, что человек в своем первобытном состоянии может жаждать лишь одного — мучить себе подобных».

 

Следователь упивается мучением Натальи, с особенным наслаждением заявляя, что она – зависима от мужчин, и отъезд от всех возможных видимых проблем будет для нее невозможным. И он прав – Наталья совершенно зависима от мужчин, и не может жить без эгоцентричного принятия их чувств.

 

Любит ли она кого-то по-настоящему? Нет. Она любит любовь к себе и свое отражение, но она так устала от этого мира, что готова поменяться местами со своим зеркальным двойником. «Я зеркала полюбила с самых ранних лет. Я ребенком плакала и дрожала, заглядывая в их прозрачно-правдивую глубь. Моей любимой игрой в детстве было — ходить по комнатам или по саду, неся перед собой зеркало, глядя в его пропасть, каждым шагом переступая край, задыхаясь от ужаса и головокружения» (В. Брюсов, «В Зеркале»).

 

И эта мена ей удается. Но что странно – любовники, казавшиеся ей лишь тенью самих себя, пародией на чувства, вдруг оказываются настоящими. Один – отправляется на каторгу из-за любви к ней, другой – стреляет себе в грудь, и только она теперь не понимает, истинный это мир, или зеркальный.

 

Они ушли – и вдруг Наталья ощущает странную привязанность. Ее зависимость в том, что она все время стремится стать чьим-то отражением.

 

Компиляция разных произведений Брюсова рисует перед нами достаточно полную картину художественного мира писателя. Тревожным, изящным и трагичным, даже почти садистским выглядит этот мир. Большинство из нас знает Брюсова-поэта, но в этом спектакле отчетливо появляется другая грань его творчества.

 

Спектакль 12 декабря 2018 года был посвящен дню 145-летия писателя. Автор и режиссер постановки Андрей Максимов поделился своими размышлениями со зрителями: «Когда мы делали этот спектакль, мы думали про Брюсова, как про человека, чье творчество абсолютно перекрыл Бунин. Но он писал об одной очень важной вещи: о том, что любовь, это не только возвышенное и сакральное чувство, а еще и о том, что ничто так не убивает и не мучит человека, как любовь».

 

Юлия Зу специально для Musecube
Фотографии Ольги Кузякиной можно увидеть здесь
Фотографии Яны Овчинниковой можно увидеть здесь

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.