Душа гуляет и носит тело

Фото Станислава Левшина

14 июня на сцене Большого Театра Кукол вновь пронёсся шедевр нашего времени. На этот раз им стал спектакль «Башлачёв. Человек поющий».

 

Как мастерски актёры раскрыли душу Башлачёва, вывели её на показ, заставили задуматься о своём месте в этом мире!

 

СашБаша считают больше поэтом, чем музыкантом. Чаще всего его сравнивают с французским поэтом Артюром Рембо. Схожи они и в том, что Артюр так же прожил очень короткую жизнь, но она, как и у Александра была насыщена событиями.

 

«Башлачёвское наводнение» — так поёт Юрий Шевчук в одной из своих песен. Это действительно верное примечание. Саша обрушился на поток слушателей именно благодаря верности своему слову.

 

В сентябре 1984 года в Череповце он познакомился с Артемием Троицким, по приглашению которого отыграл серию «квартирников» в Москве и Ленинграде. Это была судьбоносная встреча. Он играл на сценах с такими музыкантами как Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Виктор Цой и многими другими.

 

В спектакле неимоверно точно отразилось одиночество поэта и его глубокая душа. Несмотря на любовь и интерес к людям, что нужно отметить взаимные, Башлачёв был очень одинок. Многогранность его нутра, самому себе необъяснимая боль — всё это можно прожить в каждом слове его песен. Большое влияние на Александра оказала гибель его сына Ивана. Мальчик скончался в начале 1986 года. В этот период Башлачёв переживал свой творческий кризис. Песня «Ванюша», написанная им сразу после смерти сына и посвящённая ему, поражает своим текстом и исполнением. Песня, наполненная частушками, повествует о матушке-смерти. Приплясывающие аккорды хранят в каждом отголоске и изгибе пальцев боль и истерику.

 

— Душа гуляет и носит тело!

 

Спектакль сопровождался как отдельным, так и совместным пением актёров творчества Башлачёва. Были исполнены песни «Мельница», «Ванюша», «Имя имён», «Палата № 6» и многие другие. Репертуар был действительно насыщенным и ёмким, достаточно, чтобы проникнуться башлачёвской душой.

 

В воспоминаниях о Саше, Юрий Шевчук сказал: «Саня был добрейший человек. Его попросят спеть, он споёт. Будет играть хоть всю ночь. Все друзья, и он всем друг. А на улицу бывало выходит и переночевать негде…»

 

Эта история ещё раз подчёркивает неизведанность одиночества его души. Чего он не мог донести до людей? Где тот барьер грани понимания себя?

 

Борис Гребенщиков, впервые услышав Сашу, изначально не воспринял его серьёзно, позиционируя его вторым Высоцким. «Но послушав побольше, — говорит Борис Борисович, — Я понял, что там совершенно другая начинка».

 

В одном из интервью Башлачёву задали вопрос: «Вот сидят перед тобою друзья. Чтобы ты в первую хотел спросить у них?», на что СашБаш дал гениальный ответ: «О том, что у них болит».

 

Между 7 и 9 часами утра 17 февраля 1988 года не стало Александра Башлачёва. Наиболее вероятная версия смерти — самоубийство.

 

Вячеслав Бутусов, размышляя о смерти Саши говорит: «Мне кажется он ушёл не от жизни, а от чего-то другого…», а Юрий Шевчук вспоминает: «Он так сильно хлопнул дверью в конце, что его не хватает до сих пор…».

 

Башлачёв — гений слова. До сих пор в отголосках открытых окон можно услышать его «Время колокольчиков», бьющихся о деревянные рамы.

 

«Все будет хорошо», — звучит в финале спектакля. Это как призыв к действию!

 

Юля Коломейченко, специально для Musecube.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.