И вопросы, и ответы — ищите в театре!

Vanya1Что привлекает женщин в мужчинах? Что заставляет усомниться в правильности выбора спутника жизни? И что трогает сердца мужчин?
О чем переживают мужчины после сорока? Что чувствуют некрасивые женщины? До какой степени может быть уродливым обожание? И кому нужно в этом мире самопожертвование?

Все эти вопросы поставил перед зрителями спектакль «Дядя Ваня» 22 сентября в Александринском театре. И повесив свои уши на гвоздь внимания, в течение трех часов зрители были участниками сумасшедшего действия, когда актеры ходили и бегали по сцене и залу, прерывали русскую речь подчеркнуто «правильной» английской с безумным русским акцентом. При этом с каждой шуткой, каждым громким и смелым заявлением, можно было почувствовать, как высвобождается свобода самовыражения в тех, кто за всем этим наблюдает.

Сколько в мире таких запутавшихся в собственной жизни женщин, как Елена Андреевна, которую блистательно сыграла Юлия Марченко. Они отдали свою молодость и красоту в угоду «достойного их» образа жизни, за что пришлось расплачиваться жизнью со старым нелюбимым мужем, который не хочет и не может ее понять. Женщин, которые боятся своего молодого тела и страсти, заключенной в нем. Пресловутая «воспитанность» женщины приводит к тому, что женщина страшным образом обманывает себя – не признавая, что ей нужна любовь, эмоциональная близость с человеком ее поколения, уровня жизненной энергии, близкого ей сердцу и душе. Она признает, что в мужчине самое привлекательное – это «талант, смелость, свободная голова, широкий размах мысли». Однако даже эта правда, которую она осознает, не дает ей сил изменить свою жизнь, от которой она устала.

Vanya3Ее тоска, грусть болезненной старости ее мужа приводит к заключению, которое делает их окружение – «Скука и праздность заразительны». Такое настроение заставляет внутренние проблемы и гнетущие мысли в других героях всколыхнуться, подобно ветру, поднимающему осенние опавшие листья и несущему их в неизвестном направлении.

Дядя Ваня в исполнении народного артиста России Сергея Паршина, задает себе вопрос: «На что я потратил свою жизнь?». Он понимает, что так долго не задавал себе этого вопроса в настоящем времени – «на что я трачу жизнь прямо сейчас?», что теперь ему приходится только сожалеть о том, что он сорок лет жертвовал собственным благополучием в надежде на самоутверждение в этом, а в итоге эти жертвы не были никем востребованы. Он не принял на себя заботу о юной и прекрасной Елене Андреевне, когда она была так доступна для него, и обрек себя на одинокую зрелую старость, а ее – на жизнь в браке по расчету.

Его сестра Соня является еще одним примером женщины в паутине собственных больных фантазий. Она воображает себя некрасивой, она не научилась быть изящной, она добровольно повесила на себя ярмо и смеется над этой жизнью, не желая верить в собственное счастье. Сама непосредственность, она может воскликнуть что-то из серии «Давно я, грешница, лапши не ела!». Влюбленная в мужчину, который к ней равнодушен, она признает «Думала, это любовь, а это была фантазия… Но правда лучше неизвестности!»

В то время как мужчина ее мечты – тот самый, который обладает главным – ТАЛАНТОМ, который так привлекает женщин, рассуждает о своей жизни – «никого я не любил и уже не полюблю. Единственное, что меня трогает – это красота. Красивая женщина могла бы вскружить мне голову, если бы захотела». Он говорит о том, что «нормальное состояние человека – быть чудаком». И все эти мысли и рассуждения, подхваченные свежим ветром, который принес им приезд этой странной пары – пожилого, не оправдавшего надежд Дяди Вани, профессора с молодой несчастной женой, словно листья, когда ветер утих, укладываются на свои места. И все становится по-прежнему и никто ничего не меняет, в вечной надежде и уповании, которое печально пропевается в конце спектакля «Погоди, и мы отдохнем…»

Vanya2Во время спектакля звучит танго Карлоса Гарделя, которое придает всему действу обнажающую остроту переживаний. То, как герои танцуют танго – обнажает их внутренние чаяния и надежды.
Все, как и в жизни – тело не врет, душа не лжет, только бедный, измученный противоречивыми парадигмами ум может обмануть их всех.
Театр – место для встречи с самим собой, место, где можно с позиции наблюдателя прожить множество жизней, примерить разные роли… Спектакль «Дядя Ваня» — это возможность заглянуть в потаенные уголки души, суметь не испугаться их, прожить их и отпустить. А для чего еще ходить в театр?

Яна Граусова, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии с официального сайта Александринского театра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.