«И я мечтаю, чтобы все мы были счастливы, каждый из нас, но как это сделать?»

DSC78241Пьеса Гарсии Лорки «Дом Бернарды Альбы» основана на реальных событиях. Прототипом дома Бернарды Альбы послужил дом женщины, стоявший по соседству с домом родителей Гарсиа Лорки в селении Аскероса. События, происходящие в произведении, имели место в действительности.

27 февраля в Молодежном театре на Фонтанке состоялся предпремьерный показ пьесы, поставленной молодым режиссером – Евгением Титовым. «Дом Бернарды Альбы» пользуется невероятной популярностью Санкт-Петербурге. Ее уже представили БДТ и МДТ. Евгений Титов переосмыслил известный текст и в своем спектакле сделал акцент на личности самой Бернарды Альбы.

Если на секунду представить образ тирана – перед нашим воображением предстанут злобные суровые политики, безумные восточные диктаторы, начальники-самодуры… В действительности же, тиран не так прост, как кажется. Настоящий тиран не тот, кто страшен, а тот, чьи действия и поступки невозможно просчитать, человек опасный и неожиданный. Эту особенность очень остро отмечена Евгением Титовым и прекрасно обыграна Екатериной Унтиловой в роли Бернарды Альбы. Бернарда может быть невероятно разной. Величественной, доброй, веселой, жалкой, но никто не сможет предугадать, какой она будет в следующий момент. Главная черта ее характера – непредсказуемость. Вот она мило беседует со своей служанкой на фривольные темы, а через секунду грубо отправляет ее мыть кухню. Точно так же она относится и к своим дочерям – стареющим девушкам на выданье, находящимся под тотальным материнским контролем. Как и у любого домашнего тирана, у Альбы есть слабые места. Она поработила весь дом, но за его пределами происходят вещи ей неподвластные. Начиная с соседских пересудов и заканчивая нашествием Пепе – Цыгана, (в оригинале Пепе был Римлянином, что намекало на его скрытое благородство, но, видимо, чтобы подчеркнуть авантюрный характер совершаемых им поступков, в этой постановке Пепе превратился в Цыгана). Заперев своих дочерей в доме, Бернарда преследует самые благие цели, мечтает, чтобы они были счастливы, оберегая их от любви, несущей только боль и страдание и от опасного мира, насыщенного насилием злобой и ложью. Оберегая их от несчастий, она не дает им возможности быть счастливыми.

DSC7827m2Необходимо отметить, что вовсе не все дочери Бернарды Альбы – несчастны. Ангусиас и Амелия вполне довольны своей ролью вечных старых дев и не особо стремятся ничего менять. Магдалена смирилась со своей участью. Адела же добивается счастья и открыто идет на конфликт с системой в образе грозной матери. Есть еще один скрытый нюанс – Адела в своем слепом желании во что бы то ни стало добиться своей цели – Пепе – Цыгана, очень похожа на свою мать и действует ее же методами.

Переживания дочерей Альбы – являются одной из главных линий спектакля, они плачут и смеются, страдая от недостатка внимания в своем закрытом доме, где мужчина – стал недосягаемой мерой счастья. Если же взять в пример бесстрашную Аделу, дочери Бернарды могли бы добиться своего счастья и в обход матери. Но они настолько замкнулись в своей маленькой пыльной и скорбной реальности, что не хотят искать из нее выход.

Все без исключения женские роли удались актрисам. Их игра — яркий пример того, как можно прекрасно раскрыть каждый характер. Единственное, что немного мешает зрительскому восприятию, так это то, что сцены несколько перенасыщены. Нельзя сказать, что это плохо, но великолепно сыгранная Ангустиас (Надежда Рязанцева) получилась ярче чем Адела (Анастасия Тюнина). Совместные сцены, несмотря на то, что фокусируют внимание на одной героине, заставляют зрителя метаться, пытаясь не упустить героинь, отошедших на второй план, поскольку по своей цельности и колориту они друг другу не уступают.

DSC8293Во втором действии Бернарда уже не та великолепная королева, предстающая перед нами в начале спектакля на похоронах мужа, слом наступает внезапно, после того как она узнает об убитом соседкой младенце, найденном собаками. Теперь это старая, уставшая женщина; жестокая реальность входит в ее дом, она чувствует это, но не может признать. Единственное ее желание – уснуть, забыться, что, впрочем, не помешает ей в следующей сцене взять в руки ружье, как и подобает тирану, продолжить свою бессмысленную борьбу.

В доме Бернарды Альбы голос безумия становится голосом разума. Пророчески звучат слова Марии Хосефы.
Бернарда,
Морда леопарда
Магдалена,
Морда гиены

Несмотря на то, в последнее время приходится сталкиваться с множеством новых режиссерских работ и самых разнообразных экспериментальных и классических постановок, эту хотелось бы отметить отдельно. Именно таким, мне кажется, и должен быть настоящий театр. Хочется пожелать Евгению Титову дальнейших творческих успехов.

Галина Супрунович, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии Александра Агафонова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.