Идиот: люди и созданы, чтобы друг друга мучить7 июля на сцене театра «Зазеркалье» публике Санкт-Петербурга представили концертную версию мюзикла «Идиот», собранную из наработок будущего спектакля. Промо-концерт мюзикла «Идиот» состоялся еще в прошлом году и получил похвальную оценку первого зрителя, однако создатели сегодня не спешат говорить о завершенности картины по мотивам произведения Достоевского, заставляя поклонников серьезно интересоваться вопросом «когда же полноценный мюзикл?»
Сценарий постановки основывается на одноименном произведении Федора Михайловича Достоевского, которое наиболее полно выразило нравственно-философскую позицию автора и его художественные взгляды в 1860-х годах. Работая над произведением, Достоевский писал своей племяннице С.А. Ивановой: «Идея романа — моя старинная и любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за нее… Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь… На свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос, так что явление этого безмерно, бесконечно прекрасного лица, уж конечно, есть бесконечное чудо». В письмах Достоевский назвал главного «Князь Христос», а в романе и на сцене его звали Князь Лев Николаевич Мышкин. Именно этот герой воплотил в себе светлый образ Христа.
После длительного лечения в психиатрической лечебнице Мышкин возвращается в Россию без представления о современных ценностях, морали общества и тех бедах, с которыми ему придется столкнуться по причине своего незнания. Люди привыкли жить материальной выгодой, видя в этом цель существования и не гнушаясь различными способами заработка. Князь Мышкин лишён этого «людского дара», такой пример вызывает общественное непонимание, по мнению окружающих, он глуп и неразумен, а проще говоря, просто идиот, который не умеет «пользоваться шансом». Все меняет любовь, внезапно вспыхнувшая в князе к двум девушкам, но любовь эта имеет разные выражения, протестующие между собой в одном человеке. Лев Николаевич видит воплощение красоты в Настасье Филипповне, но свет ее стремится истребить мир корысти и зависти, люди желают подчинить и владеть ее красотой. Сострадательная любовь к этой женщине не может оставить душу князя нетронутой чувством сожаления о ее несчастной истории жизни с нелюбимым человеком. Аглая Ивановна, удивительно сочетающая в своем образе черты непосредственности и некого самодовольного безумия, любит слепо и безрассудно князя, находит в его словах свое успокоение, а он, смотря в ее глаза, видит абсолютное понимание. Князь готов жертвовать собой ради счастья Настасьи Филипповны, потому что чувствует, что она нуждается в нем, но также он не может отказать себе в любви понимающей его женщины Аглаи. Конфликт рушит все, превращая мир в хаос. Лев Николаевич теряет Аглаю, а за этим все попытки спасти безутешную Настасью Филипповну тоже кончаются крахом.
Музыкальный жанр постановки не испортил философское наполнение, а придал ему мелодичности, сделав близкой каждой душе, ведь музыка действует сильнее, чем слова, эмоции в песне более доступны и понятны человеку. Создателям удалось не только прекрасно воплотить на сцене бессмертную классику, но и создать по-настоящему достоевскую атмосферу, влияние мысли автора буквально чувствовалось подкожно и пробирало до дрожи в особенно эмоциональных моментах. Музыкальный материал настолько качественный, что, можно быть уверенным, после включения этого мюзикла в репертуар театра, он точно сможет занять достойное место в списке любимых постановок петербуржцев. Актеры прекрасно вписывались в пространство своих ролей, поражая драматическими и вокальными способностями зрителя, а грамотное построения действия на сцене не утомляло даже при таком бережном отношении к первоисточнику, а казалось быстротечным, неожиданным и удивительно эмоциональным, как и жизнь героев. Эстетика данного спектакля удивляет своей лаконичностью, позволяя сконцентрироваться на чувствах героев и собственных мыслях, которые по ходу действия приобретают форму вопросов морали и нравственности.
Спектакль «Идиот» в будущем станет достойным примером реализации «произведения мысли», а сейчас мы имеем возможность наблюдать за рождением нового шедевра, неустанно стремящегося к качественному представлению идеала.

Надежда Лавренюк, специально для Musecube.
Использована фотография Анны Соломоновой из официальной группы спектакля.

1 КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий для Jasonelure Отменить ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.