Иначе был бы он не Гафт!

В преддверие закрытия театрального сезона клуб «Альма Матер» преподнес всем поклонникам искусства сцены очень содержательный, ценный, волнительный подарок – выступление актера с большой буквы Валентина Гафта. Известный сочинитель эпиграмм 5 июля продемонстрировал своё мастерство.

Открывал концерт поэт, друг Гафта, Валерий Краснопольский. Рассказав о своем прошлом профессионального математика, знакомстве с героем вечера в поезде, юношеских влюбленностях Краснопольский установил веселый и незатейливый контакт с публикой. Выпущенная не так давно книга, подготовленная поэтом, посвящалась Валерию Золотухину, стихи из которой прозвучали в концерте:

Запевал бунтарь Высоцкий,
наш таганский Гамлет жесткий,
задушевной песней хлесткой
выжигавший рабства гнет…
Рядом с ним пел Золотухин,
голосистый, большеухий,
презиравший сплетни, слухи –gaft1
наш Таганский домовой…
И не в нем была загвоздка,
что не шел «живой» с подмостков, —
это правящая горстка
страх боялась, что — Живой!
Программа вечера называлась «Эпиграммы», поэтому вполне ожидаемо свою увертюру Валерий Липович закончил двумя стихотворениями этого жанра. Первая эпиграмма написана Гафтом о Краснопольском.
Поэта путь неровен, скользкий,
Бывает всё, но вот беда,
Поэт Валерий Краснопольский
Не поднимался никогда.
Другая, напротив – Краснопольским о Гафте:
К актерам я не равнодушен
И пил с одним на брудершафт,
А он мне после плюнул в душу,
Иначе был бы он не Гафт.

Также поэт отметил, что ценность актера заключается в его перевоплощение в образ, а ценность поэта в том, что он всегда остается собой. Гафту, по мнению Краснопольского, удалось в эпиграммах оставаться актером.

Приехавший с репетиции спектакля к 80-летнему юбилею Галины Волчек, Валентин Иосифович, прежде чем начать читать, рассказал, что главное в эпиграммах любить и уважать человека, о котором пишешь, но более всего необходимо найти в нем неожиданную деталь, разглядеть что-то такое, что можно воссоздать в искусстве слова.

Сочинялись эпиграммы, основываясь на житейском опыте, реальных случаях, событиях, которые нуждались в ироничном осмыслении. Например, две эпиграммы, посвященные Галине Борисовне Волчек, художественному руководителю театра «Современник», другу и коллеге Валентина Иосифовича.

— Волчек уехала в санаторий «Сосны», читать «Войну и мир», — рассказывает актер, — для того, чтобы как режиссер Петр Фоменко поставить несколько глав из романа.

gaft

Гафт сочинил:
Убежав от взглядов косных, книжку протерев до дыр,
Прочитала Галька в «Соснах» девять букв – «Война и мир».
Или эпизод из жизни: Галина Борисовна сломала ногу, пришла на репетицию в гипсе, Гафт на нем написал пару строк:
Сказать, как Галька дорога, нельзя ни словом, ни пером,
У Гальки сломана нога — какой великий перелом!
Досталось и популярным на сегодняшний день актерам, например, эпиграмма, посвященная актеру Ивану Охлобыстину:
Он священник был в артисте,
И артист в священнике,
Охламон и Охлобыстин,
Как цветок на венике.
Гафт пишет не только об актерах, но и о людей шоу-бизнеса. Актеру нравится певец Григорий Лепс, появилась эпиграмма:
Вчера весь вечер случал Лепса,
И до сих пор не успокоюсь,
Он так орал, идя по рельсам,
Что испугался встречный поезд.

Но были и совсем забытые эпизоды из жизни и Гафта, и соотечественников нашей страны, несправедливо забытых:
— Встретился с Барышниковым в Америке, в ресторане, написал ему на меню:
Гастролировал балет,
Все на месте: Миши нет,
Оказалось он на месте,
Остальные просто вместе.

Эпиграмм у Гафта много, все их и не перечесть….. Михаил Казаков, Игорь Моисеев, Ия Саввина, Людмила Зыкина, Людмила Гурченко, Александр Розенбаум, Владимир Жириновский, Николай Басков, Филипп Киркоров, Юлий Гусман, Анастасия Волочкова и многие другие попали под перо актера, которого за любовь к жанру эпиграммы часто называют эпиграммистом.
В этот вечер звучали не только точные, немного едкие слова о коллегах и друзьях, но лирика, написанная актером.
Например, совсем новое стихотворение «Осень»:

Деревья желтые стоят, рванув холодный ветер,
Никто, никто не виноват, что есть осенний листопад, что старость есть на свете.
Пришла осенняя пора, никто не даст отсрочки,
Здесь, как соски еще вчера на ветках зрели почки.
Тот же радар, кипят, прошли весна и лето,
Метлою дворники шуршат, пером скрипят поэты….

Восхищает честность и точность каждого сказанного слова, простота общения со зрителем и добрая грусть реалиста и романтика Валентина Гафта. Безусловно, Гафт – философ, и все его послания очень загадочные, смысл которых мы еще долго будем постигать.

Жизнь коротка, как пьесы читка,
Но если веришь, будешь жить,
Театр – сладкая попытка
Вернуться, что-то изменить.

Остановить на миг мгновенье,
Потом увянуть, как цветок,
И возродиться вдохновеньем.
Играем! Разрешает Бог!

Неслучайно Валентин Иосифович счастлив в браке с прекрасной актрисой Ольгой Остроумовой. Именно остроумно, талантливо шутить, иронично подмечать и красиво описывать – эти умения выделяют поэзию Гафта, делают ее интересной для слушателя и развивают жанр, сложный и забытый.

Валентин Гафт не часто выступает с поэтическими вечерами на публике, поэтому встреча с актером собирает мыслящую, глубокую и взрослую аудиторию. Актер проанонсировал и пригласил всех на свое выступление в театре эстрады в новой постановке.

Валентин Гафт пишет стихи и об известных поэтах, например, Бродском, Мандельштаме, и стихи посвящения (в концерте прозвучало стихотворение на смерть Андрея Миронова), а также оды (Ода Елене Образцовой). Стоит отметить и знаменитую поэму В. Гафта «Красные фонари», которой назван поэтический сборник актера, выпущенный издательством «Зебра».
Все принесенные листочки со стихотворениями, объемную стопку актер унес с собой. Верному и покоренному зрителю остается лишь ждать выхода новой книги и интересных проектов как театральных, так и поэтических.

Мария Петрова, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.