Я пытаюсь меж жизнью и смертью на миг побыть самим собой

Из множества постановок Пермского академического Театра-Театра, мне кажется, именно «Калигула» по пьесе Альбера Камю самая сложная для полного понимания.

 

В процессе художественной обработки исторического материала Камю отказывается от конкретно-исторического анализа и рассматривает главного героя как человека абсурда и носителя своей философии о сути смерти и жизни. Историю о кровавом тиране — римском императоре Калигуле, который отличался чрезвычайной жестокостью и властолюбием, что вызывало недовольство сената и преторианцев, убивших его, писатель превратил в рассказ о носителе метафизического бунта.

 

Причиной обращения к этому произведению режиссер называет горячее желание исследовать сущность и мотивы заглавного героя. Что им движет? Почему автор к нему относится по-особенному? В чем гений Калигулы? Он сумасшедший или единственно разумный в окружении своих подданных?

 

Главная проблема заключается в том, что, выходя из театрального зала, все еще остаешься при имеющихся вопросах. Ты не можешь однозначно встать на сторону Калигулы или обвиняющих его патрициев. Ты не можешь понять, сумасшедший Калигула или непризнанный гений своего времени. Спектакль дает здравые аргументы в пользу обеих версий, и именно это заставляет сопереживать каждому персонажу пьесы.

 

Но ничто так не придает персонажам жизни и правдоподобности, как хороший актерский состав.

 

Альберт Макаров (Калигула) – все мои комплименты сегодня именно этому артисту. Тонкая организация персонажа в противовесе с сильным упрямым характером, покрытая, словно глазурью, мощным эмоциональным надломом, все вместе это дает бомбу далеко не замедленного действия. С первого появления на сцене и до финала Альберт Макаров держит зал во внимании и напряжении.

 

Евгения Барашкова (Цезония) – этот персонаж оставлял в течение спектакля ощущение в духе «есть женщины в русских селеньях…» Верная, сильная, готовая помогать любимому человеку несмотря ни на что. В Цезонии есть нечто ото всех женщин, живущих на этой земле, и Евгения Барашкова тонко передает этот характер.

 

Андрей Дюженков (Керея) – артист, в уста которого, как мне кажется, были вложены слова зрителя, сидящего в зале. Он смотрит и комментирует ситуацию ровно так, как комментировал ее бы ты. Эдакий голос логики и трезвости в царстве Калигулы.

 

Я не могу пройти мимо блестящих Алексея Каракулова и Александра Гончарука (Геликон и Сципион), пластика и актерская игра которых уже не впервые цепляют за душу при появлении на сцене.

 

Музыка в спектакле так же заслуживает отдельного упоминания. Это не просто сопровождение, музыка наравне с актерами дает прочувствовать ситуацию. Недаром «Калигула» — это не просто драма, это рок-драма.

 

В итоге мы получаем пусть и не дающую ответов, но все-таки заставляющую задуматься постановку. Актерский состав удивительно хорош, впрочем, как и все остальное на сцене.

 

Кому-то «Калигула» может не понравиться в виду своей специфичности и, быть может, излишней сложности, но, как мне кажется, делать сюжет проще в таком спектакле нельзя ни в коем случае. По моему ощущению, я явно упустила еще что-то определенно важное в философских разговорах персонажей. Но лучше сходить на «Калигулу» еще раз, чем упрощать его.

 

Алена Южакова специально для Musecube
Фотографии Юлии Трегуб предоставлены пресс-службой театра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.