Когда предмет оживает

Мир кукольного театра необычен и богат. Убедиться в полноте и многогранности возможностей puppet show можно было в рамках летней лаборатории фигуративного театра, прошедшей в Karlsson Haus. 6 августа все желающие получили возможность познакомиться с театром объекта от Аньес Лимбос, режиссера из Бельгии.

Длинный стол выступает в роли сцены, где при помощи абсолютно разнообразных предметов актеры рассказывают свои истории. Почти двухчасовую подборку скетчей закольцовывает бессловесная история детективно-мистического толка, в которой задействованы все участники мастерской. Сами же короткие рассказы, положенные в основу представления, приятно поражают разбросом тем. Здесь находится место тонкому юмору, взрывному абсурду, социальной сатире, злободневным проблемам, любовным переживаниям и историческим событиям. Кажется, для актеров не существует никаких табу – они рассказывают о жертвах Берлинской стены, абортном туризме, печально известной игре «Синий кит». Но при этом социальная тема все же не является основополагающей, и обвинять исполнителей в ангажированности или конъюнктурности не стоит. Любовь для актеров – не менее актуальный сценический повод продемонстрировать свое мастерство. И неважно, взаимное ли это чувство, или в основе сюжета лежит разбитое девичье сердце.

Теперь же о предметах, которые в театральном действе подобного рода выступают не как второстепенная бутафория, а являются полноценными участниками. Вот взять, скажем, скетч «Любобувь», где нежные чувства друг к другу испытывают изящный яркий дамский башмачок и внушительный мужской ботинок. Актеры мягко уходят на второй план, и все наши органы чувств сконцентрированы исключительно на обуви. И люди не играют, а оживляют неподвижные предметы, любовная история башмачка и ботинка становится настоящей, честной, осязаемой.

В другом же скетче «Се ля ви» чувственные перипетии отражены в неизменных атрибутах романа: цветы, кольца, прочие символы страсти. Чем больше букет – тем сильнее любовь, не так ли? Развязка истории дает однозначный ответ на этот вопрос: счастье не в подарках. И здесь предметы добавляют новых и ярких красок в бессловесное ухаживание героя за героиней.

Не все истории оказываются простыми и понятными: временами приходится поломать голову и всерьез задуматься над символикой тех или иных предметов, считывая скрытый авторский смысл. Но это не снижает ценности представленного материала. По большому счету, подобный театральный язык универсален и уникален: каждый считывает тот творческий посыл, который соотносится с его внутренним миром.

Два часа, наполненных наблюдением за тем, как в умелых актерских руках неодушевленное становится живым и осмысленным, пролетают легко и увлекательно. А после грома зрительских аплодисментов эмоции не отпускают, переживания не исчезают. Живое начало, рожденное предметами, проникает в душу, чтобы остаться там.

Марина Константинова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии из открытого доступа


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.