«Колымские рассказы» театральной платформы «Ельцин-центра» были представлены на Новой сцене Александринского театра в рамках офф-программы IX премии для молодых «Прорыв».
«Колымские рассказы» екатеринбургского «Ельцин-центра» были показаны на Новой сцене Александринского театра в рамках офф-программы молодёжной премии «Прорыв». Спектакль по прозе Варлама Шаламова поставил петербургский режиссёр Алексей Забегин. Инсценировку подготовила Ярослава Пулинович. Громкая премьера в Екатеринбурге прошла в преддверии трагической даты – 80-летия массовых сталинских репрессий 1937 года. Евгений Евтушенко называл главное произведение Шаламова «лоскутным одеялом истории, под которым невозможно спокойно спать» и «преподаванием истории не риторическими восклицаниями, а фактами». Спектакль Забегина получился о сохранении человеческого в человеке в невыносимых условиях лагерного Севера. Текст смонтирован так, что «ядром» становится рассказ «Надгробное слово» (взятое, правда, из другого сборника – «Артист лопаты»). Сценография, придуманная художником Константином Соловьёвым, минималистична. Ледяной мир Севера состоит из жестяной бочки, которая то стол, то печка, то барабан, и белого экрана за спинами артистов (а какой контраст возникает, когда смотришь на предсмертный портрет Шаламова, возникающий на этом экране в конце, и вспоминаешь, как за пару дней до просмотра ты вдруг набрёл в Русском музее на зал сталинской славы – вот на эти розовые с позолотой музейные «внутренности»…)
Зрители сидят на двух трибунах друг напротив друга. Во-первых, это позволяет видеть реакцию другого, во-вторых, почувствовать себя словно на лагерной перекличке. Всё происходит в полумраке, как будто единственным источником освещения здесь является та самая «колымка» – самодельная лампочка на бензинном паре. Север «говорит» шипением ветра, звуками варгана и поющей чаши. В конце звучит песня «Я, как Ной, над морской волной…» Елены Фроловой на стихи самого Шаламова. По признанию самого писателя, именно поэзия Гумилёва, Пастернака, Цветаевой помогла ему выжить в нечеловеческих условиях Севера, стала своеобразным «оберегом» от смерти.
«Колымские рассказы» Забегина – это почти читка. Актёры Дмитрий Зимин, Ильдар Гарифуллин и Александр Фукалов, а также саунд-дизайнер Лиза Неволина не играют какие-то конкретные роли – они выступают в качестве проводников текста. Всё сделано для того, чтобы добиться чистого, «документального» эффекта. Иногда протокольная сухость вдруг исчезает, возникает напряжение, и обмен репликами переходит в словесный спарринг. С одной стороны, может показаться, что в подобную форму можно вписать любое произведение. С другой стороны, «Колымские рассказы» – настолько сильный и самодостаточный материал, что непонятно, как их ставить вообще? «Здесь слово другой глубины, иной пласт человеческих чувств». Книга переворачивает всё внутри, там каждая история – ожог, потому что понимаешь: это даурская лиственница – дерево концлагерей, живёт 600 лет, а человеческая жизнь ограничена десятью минутами одного рассказа. На слух воспринимается не всё, только фрагменты. По-другому расставляются акценты. Например, выхватываешь фразу героя о том, что его отправили в лагерь за переписку с невестой. И чувствуешь – в этот момент ползала думает: «а сегодня могут посадить за репост…». И эта коллективная мысль «звенит» в воздухе. Но всё равно – эмоциональных «ожогов» не возникает…
Екатерина Балуева, специально для MUSECUBE
Фотографии предоставлены пресс-службой «Ельцин-центра»
Добавить комментарий