Корней Иванович ЧудоЧудоЧеловек Чуковский

Корней Иванович ЧудоЧудоЧеловек Чуковский«Федорино горе», «Доктор Айболит», «Муха-Цокотуха», «От двух до пяти» … — названия этих произведений Корнея Ивановича Чуковского известны всем. А вот о жизни: личном и творческом пути автора – знают куда меньше. Исправить это недоразумение взялись студенты третьего курса Школы-студии МХАТ. Под чутким руководством своих мастеров Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова ребята создали пронзительный, трогательный, но в то же время яркий и громкий пластическо-музыкальный спектакль об этом известном писателе.

На первый взгляд кажется, что в постановке отсутствует сюжет. Действие происходит немного хаотично и больше напоминает репетицию, однако, вникая в суть, понимаешь, сколько работы и внутренних сил скрыто за этой легкостью. И вот уже вычленяется и логический сюжет. Схематически постановка распадается как бы на два плана. Первый разворачивается вокруг жизни и творчества писателя, а второй – вокруг его самых известных произведений.

Корней Иванович ЧудоЧудоЧеловек Чуковский

Вначале зрители узнают такие малоизвестные факты, как то, что Корней Иванович был очень трудолюбивым и погруженным в свое творчество человеком и говорил, что от работы его можно отвлекать лишь в крайних случаях, например, если горит дом. Но в то же время автор был невероятно скромным и сам себя называл не писателем, а литератором, а к своей профессии относился как к ремеслу, а не призванию. Писал Корней Иванович, кстати, не только для детей. Одной из его книг для взрослых является сборник очерков о жизни и творчестве великого американского поэта Уолта Уитмена.

Тихо, вполголоса рассказывают артисты со сцены об отношениях Чуковского с его младшей дочерью и героиней многих его стихов и рассказов – Машей, или, как трогательно называл ее сам Корней Иванович, Мурочкой. Не остается без внимания и известная переписка с нью-йоркской корреспонденткой Соней Гордон. На протяжении почти трех лет писатель беседует с ней на волнующие его темы, в основном, конечно, о литературе. Выдержки из их живых, наполненных неподдельным взаимным интересом писем не могут оставить зрителей равнодушными. Неожиданна развязка этой истории: собравшиеся в зале узнают, что под именем Сони с Чуковским переписывался Роман Николаевич Гринберг – его ровесник, близкий друг Владимира Набокова, редактор и издатель русскоязычного альманаха «Воздушные пути». Зрители узнают, а вот Чуковский так и не узнал, ведь адресат Сонечкиных писем скончался на 2 месяца раньше нее.

Корней Иванович ЧудоЧудоЧеловек Чуковский

Впрочем, хватит о грустном. Часть спектакля, посвященная произведениям Чуковского, конечно, получается куда более громкой, смешной и жизнеутверждающей. На сцене, как по мановению волшебной палочки, оживают герои «Федорина горя», «Мухи-Цокотухи», «Айболита». Гремит, шумит и разговаривает посуда, ей вторят животные. Стихи громко пропеваются или декламируются, а некоторые, особенно яркие, сцены воспроизводятся прямо наглядно, например, строки из «Айболита»: «Оседлали носорога, покаталися немного» (естественно, роль носорога исполняет один из участников спектакля). А вот на словах про гориллу, которая ведет с собой крокодила, на сцене действительно появляется животное. (Не пугайтесь, игрушечное — большой мягкий крокодила.) А обращение к злодею Бармалею артисты громко поют на мотив песни группы «Gipsy Kings» «Bamboleo».

В спектакле, как уже было сказано, нет четкого, видимого с первого взгляда сюжета и нет конкретных ролей. Актеры действуют как единый, четко слаженный организм, никого не выделяя и не задвигая на задний план. Однако для тех, кому, кроме мира театра, не чужд и мир музыки, скажу, что в этом спектакле можно оценить драматический талант начинающей певицы, победительницы пятого сезона шоу «Голос» Дарьи Антонюк.

Завершается постановка цитатами из книги Корнея Ивановича «От двух до пяти». В целом же, за полтора часа, что идет спектакль, артистам в полной мере удается погрузить зрителя в ту волшебную творческую атмосферу, в которой жил писатель. И если обратиться к звучащей в спектакле цитате о том, что человек рождается для того, чтобы износить четыре детских пальто и от шести до семи взрослых, и что человек  — это, по сути, всего лишь десять костюмов, то хочется не согласиться, так как масштаб личности Корнея Ивановича Чуковского со всем его жизненным и творческим наследием намного больше и многограннее, и уж точно не измеряется десятью костюмами.

 

Анастасия Полякова, специально для MUSECUBE

Фоторепортаж Юлии Солодовниковой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.