“Крошка Цахес” в театре им. Ермоловой: синий свет, дурман и мелизмы

Редкие ходоки в театр привыкли делить спектакли на “осовремененные” и “классические”. Хоть и такая классификация способна довести прожженного театрала до заикания, иногда проще воспользоваться этими дилетантскими терминами, чтобы хоть как-то описать увиденное в адекватном ключе, не обидев художника. “Крошка Цахес” на сцене театра им. Ермоловой граничит между экспериментом и глубоким героиновым трипом. При этом, сам спектакль имеет четкие привязки к существующей действительности. И эта гофмановская фантасмагория, вырвавшаяся из рамок 19 века, звучит именно что современно.

 

Но вообще, положа руку на сердце, хочется верить, что Кирилл Вытоптов это все несерьезно. Вроде бы гофмановский текст, при всей своей жесткости и морализме, нужно бы подавать на блюдце с золотой каемочкой, а его режиссер подает нам в ободке золотого унитаза. Нате, наслаждайтесь. Крошка Цахес (Василий Березин) здесь разносчик пиццы, оказавшийся на обочине жизни, которому неожиданно фартануло.

 

Мир, в который приходит Цахес, уже деформирован и искажен. И Цахес его не меняет, а лишь подчеркивает его ущербность и неправильность.

 

Он встречается с неформальной феей (спектакль идет в двух составах: Роза Хайруллина/Ирина Савина), которая наделяет волшебной способностью. Фея — это отдельная история. Если Ирина Савина говорит голосом Мардж Симпсон (эта актриса действительно озвучивала Мардж, славная вышла шалость), то Розе Хайруллиной вообще не надо ничего делать для того, чтобы быть невероятной феей. На этом все.

 

На одной такой фее спектакль, конечно, далеко не уедет. Но если не ждать от него ничего, кроме жесткой гротескной забавы, то не исключено, что он найдет своего зрителя. Такой зритель должен ценить чернуху, обладать умением отстраняться даже от самого дикого и закрывать глаза на нюансы, которые могут потревожить психику самого устойчивого зрителя. Например, волшебник-фотограф Просперити-Альпанус (Артем Цуканов) носит костюм дивана (ничего необычного!) и выводит Цахеса на чистую воду путем фотографирования.

 

Разбавляет спектакль красивая Вера Колесникова (Кандида), недавняя выпускница Мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе. Можно смотреть и радоваться, и не обращать внимание на происходящую вокруг околесицу. Спектакль создает общее впечатление, что все радостно бредят. То микрофоны делают голоса актеров неузнаваемо прекрасными, то слышны непрекращающиеся звуки пуканья, караоке, лес, бизнес-центр — все в одном месте.

 

Получился нераспутываемый, несуразный и очень дурманный балаган. В дыму караоке-бара, со средней температурой по стране и больнице и диагнозом “полный Цахес”.

 

Юлия Зу специально для Musecube
Фотографии предоставлены пресс-службой театра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.