Культура особого театра

Культура особого театра
Фото предоставлено пресс-службой социокультурного пространства «Культура»

Секция театра на VII Международном Санкт-Петербургском культурном форуме запомнилась Европейской театральной премией, показом зарубежных спектаклей Нурии Эспер, Тьяго Родригеса и Яна Клята.

 

Однако, театр – это не только громкие имена и масштабные постановки. В рамках форума прошел семинар, посвященный инклюзивным театральным проектам. Инклюзивный театр – особый социальный театр, предполагающий совместную работу профессиональных актеров, режиссеров и людей с инвалидностью, играющий важную роль в реабилитации особых людей, помогая им включаться в общественную жизнь и лучше взаимодействовать с окружающими миром.

 

В программу культурного форума вошли спектакли двух Инклюзивных театров, Московского центра творческих проектов «Инклюзион» со спектаклем «Гроза – среда обитания» в постановке Михаила Фейгина и спектакля «Разговоры» Петербургского социокультурного пространства «Квартира» в постановке Бориса Павловича.

 

В «Грозе» вместе с профессиональными актерами участвуют особые люди, среди которых инвалиды по слуху и зрению. Спектакль основан на пьесе Островского. Режиссер сохранил основную сюжетную линию — трагедию Катерины, оказавшейся в чуждой, враждебной среде – семье своего мужа, слабовольного, зависящего от матери человека. Ситуация, знакомая актерам не понаслышке, они и сами постоянно вынуждены погружаться во враждебную среду и зачастую живут в замкнутом мире. В спектакле «Инклюзиона» главных героев Екатерину и Бориса дублируют на сцене пара артистов, подменяя в каждой сцене то одного, то другого.

 

В постановке много вставок, не относящихся к сюжету, но делающих спектакль динамичнее. Режиссер трепетно относится к каждому из актеров, стараясь дать ему именно ту роль, которая подходит по характеру и максимально раскрывает его потенциал. Один из актеров, например, создает шумовые эффекты, наполняя постановку звуками – криками птиц, раскатами грома. В спектакле есть вставка про московское метро и даже рэп. При этом, нужно отдать должное режиссеру, логика повествования не теряется, а действие становятся живее.

 

Во время работы над спектаклем актеры учатся взаимодействовать и работать как настоящая большая труппа, и им это отлично удается, несмотря на то, что для показа спектакля им как раз и пришлось оказаться на незнакомой сцене, в незнакомой среде. Спектаклю предшествовала большая работа по адаптации текста для глухих и слепоглухих актеров, что позволило использовать в постановке язык жестов.

 

В Петербургском театре «Квартира» слово «инклюзия» не любят, хотя спектакль «Разговоры» является в большей степени инклюзивным, поскольку в него включены и зрители. Благодаря «Разговорам» создается особая атмосфера, помогающая раскрыть таланты как актеров (в спектакле задействованы актеры с расстройством аутистического спектра), так и зрителей. Это занимательная совместная творческая работа.

 

В спектакле «Разговоры» нет сцены в традиционном понимании этого слова. Квартира на Мойке, 40 является уникальным пространством, где снимая обувь, зритель сразу оказывается внутри спектакля.

 

По зрительской легенде квартира могла быть приютом одного из ОБЭРИУтов. ОБЭРИУТы – это группа писателей, которые пытались найти новые методы изображения действительности, среди которых был и Даниил Хармс.

 

В квартире живут по жесткому графику, в каждой комнате висит расписание, где с точности до минуты расписана жизнь на ближайшие два часа. В библиотеке по четкому плану нужно познакомиться с каждым из присутствующих, поставить себя в рамки (рамки можно найти тут же, на подоконнике), в нужное время прочесть отрывки из разных книг, создавая самые разнообразные метатексты, посмотреть в окно. Совместные действия, безусловно, объединяют и в этом пространстве в строгих рамках чувствует себя зритель, примеряя на себя другую роль, вынужденный следовать чужим правилам.

 

Спектакль заканчивается совместно игрой на музыкальных инструментах и песней «Ах вы звери мои, звери». В заключительной речи рассказывается о том, что только в камерной, домашней обстановке рождается настоящее искусство. В какой-то момент все присутствующие, и правда, чувствуют себя одной семьей. Гости остаются выпить чаю, но разговоры на этом не заканчиваются, а зачастую только начинаются. Пространство квартиры стирает грань между людьми, на типичной петербургской кухне звучат обычные разговоры.

 

Оба этих спектакля дают зрителю опыт взаимодействия с другими людьми. В «Грозе» актеры подстраиваются под среду обитания, что дает им, безусловно, уникальный и важный опыт, а зрителям возможность увидеть не менее уникальную постановку, поражающую своей открытостью и тем, как многое каждый из актеров вкладывает в этот спектакль.

 

В «Разговорах» зритель сам оказывается в роли человека, поставленного в суровые рамки, при этом именно зритель получает интересный опыт и возможность поближе познакомиться с людьми, живущими с ним бок о бок, но в то же время, в абсолютно другой реальности. Взглянуть на привычные вещи по-другому и измениться самому.

 

Оба эти спектакля неповторимы, за ними стоит огромная работа тех, кто их поставил. Это большое открытие для зрителя, потому что для того чтобы включится в это новое театральное пространство, нужно изменить свой взгляд на мир, увидеть его глазами людей, которые воспринимают его совершенно по-другому. По-другому — не значит хуже, а значит лишь то, что у них есть, чему поучиться.

 

 

Галина Супрунович, специально для Musecube.


Один комментарий на ««Культура особого театра»»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.