«#МАМУЙДИ» в Театре.doc: квинтэссенция документальности

В Театре.doc премьера: и на этот раз ни у кого нет сомнения, что это тот спектакль, которого просто не могло бы не быть, но который в действительности был под угрозой своего существования.

 

Идея этой пьесы принадлежит Елене Греминой, которая ушла из жизни в прошлом году. И получился этот спектакль своеобразным посвящением любимому руководителю театра и всей его нелегкой жизни в завершившемся году.

 

Писать пьесу по идее Елены стала драматург Дарья Слюсаренко при участии Варвары Фаэр. Варвара — автор множества работ, которые успешно идут в «доке» и даже успели стать его визитными карточками.

 

«Елена Гремина хотела придумать пьесу специально для Марины Клещёвой: она даже начала репетировать спектакль этюдным методом, но не успела… Остались только записи, воспоминания о разговорах у Марины, у меня. Елена Анатольевна понимала, что на такую актрису, как Марина, пьесу подобрать очень тяжело — можно только создать свою. Гремина хотела написать хорошую пьесу — комедию, веселую, чтобы зритель хохотал. Но печальные события этого года повлияли на меня так, что я внесла предложение в работу команды авторов пьесы: давайте будет так смешно-смешно, а потом бац — как в жизни Театр.doc — трагично».

 

О самой Марине Клещевой, играющей роль матери, возвращающейся из зоны к не ожидавшему ее сыну, стоит сказать отдельно. Актриса впервые вышла на сцену в колонии ИК-6 строгого режима Орловской области. Первая премия на конкурсе «зэковской» песни «Калина Красная» в 2006 году.

 

С 2015-го года Марина Клещёва работает в Театре.doc, но, как и было подчеркнуто выше, типаж актрисы сложный, а талант (в особенности, для непрофессионала, а любителя!) удивительным образом глубокий. Но – отмечу для себя горько – кроме Марины Клещевой в спектакле «Мамуйди» цепляться больше не за что. Почти.

 

Получилось как-то грустно и плоско. Местами даже карикатурно. Начальница главного героя Мила, редактор (как и написано в самой пьесе) самой помоечной передачи на ТВ, эдакого шоу со скандалами, интригами и расследованиями, жесткая, циничная карьеристка, к тому же, являющаяся жертвой шовинизма. Как покажет финал – все человеческое ей чуждо – а почему, неясно. Чего-то личного в ней не проглядывает совершенно.

 

Противопоставлена ей дворничиха из Средней Азии Мухайе. Наргис Абдуллаева делает этот образ каким-то безмятежно легким, оптимистичным, живым. Мухайе как будто бы в действительности знает, как жить, у нее есть ответы на все вопросы, а честь для нее дороже денег.

 

Хоть обе героини являются второстепенными, для главного героя – Гамлета — они кажутся олицетворением выбора, который он совершит в финале. К чему качнется маятник: к жизни, как у Милы, расчетливой, грязной, бездушной, или к жизни Мухайе, в которой не деньги, не успех, а добрые человеческие отношения являются основой?

 

Что до Гамлета, то его героя все же ждет некоторого рода трансформация, но и эту трансформацию зритель считает благодаря стараниям Марины Клещевой. Да, в спектакле много и веселого, и грустного, в традициях Театра.doc присутствует приличное количество мата, но в целом, возможно, из-за нагромождения событий, постановка ускоряется и комкается. Хочется, чтобы эту же историю рассказали по-другому, нежнее, вдумчивее, трогательнее, более художественно. Потому что история сама по себе хорошая. Про жизнь, про выбор, про принятие, про радость обретения и горе потери. Даже про то, что начальники – уроды, а настоящие люди выходят из тюрьмы или подметают улицы.

 

Юлия Зу специально для Musecube
Фотографии предоставлены пресс-службой театра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.