Пьеса Александра Галича «Матросская тишина» была написана в 1956 году. С конца 80-х и до середины 90-х сначала в Школе-студии МХАТ, а затем и в Театре Олега Табакова шел одноименный (один из самых популярных в то время) спектакль, в котором старика Абрама Шварца играл Владимир Машков, а роль его взрослого сына Давида в свое время доставались Евгению Миронову и Сергею Безрукову.

 

Спустя почти тридцать лет «Матросская тишина» возвращается на подмостки Театра Табакова. Возвращается спектакль, ставший легендой. Постановка, в которую вложили души, слезы, воспоминания и переживания великие люди, которых уже нет с нами. Люди, чье наследие необходимо свято хранить и бережно передавать из поколения в поколение.

 

1929 год, первая пятилетка, провинциальный украинский городишко Тульчин. Абрам Ильич Шварц (Владимир Машков) – пожилой маленький человек, работающий завскладом и занимающийся, как водится, на этом самом складе мелкими махинациями с помощью своего подручного кладовщика Мити Жучкова (Сергей Угрюмов). Давид Шварц (Ростислав Бакланов), сын Абрама Ильича, — простой советский школьник. Додик любит гонять по двору с мальчишками и мечтает о больших кораблях в далеких гаванях. Но Абрам Ильич не хочет потворствовать бесхитростным детским желаниям. Абрам Ильич лелеет традиционную для любящего еврейского родителя мечту о том, чтобы Додик стал великим скрипачом! Он грезит о том, чтобы его Додик вышел на сцену огромного зала и сыграл непременно мазурку Венявского, а потом играл еще и еще, и люди чтобы хлопали бесконечно и кричали: «Браво»! И тогда, мечтает Абрам Ильич, Додик скажет этим людям, что это его папа сделал Додика тем, кто он сейчас есть. Его папа из маленького и пыльного Тульчина. Он был пьяница и жулик, папа Додика, но он хотел, чтобы его сын узнал, с чем кушают счастье…

 

Чтобы чего-то в жизни добиться, нужно долго и упорно работать, причем с раннего детства. С одной стороны, Давид любит скрипку, но с другой – как можно изо дня в день нудно повторять эти дурацкие упражнения, играть этого опостылевшего Венявского, когда на улице лето, на улице друзья и всевозможные развлечения, в которых, если не поучаствуешь сегодня, то кажется, что подобной возможности не представится уже никогда в жизни!.. Поэтому Додик не очень любит своего папу, заставляющего его бесконечно упражняться на скрипке, и мечтает как можно скорее вырваться из этого тухлого Тульчина на волю – в Москву.

 

А дальше была Москва, общежитие при консерватории и феноменальный успех молодого скрипача Давида Шварца (Владислав Миллер). Абрам Ильич добился-таки своего – сын выступает на большой сцене. Но папа не видел успех Додика. Он по-прежнему находился в далеком Тульчине, продолжая с помощью Мити и все тех же мелких махинаций выручать из склада хоть сколько-нибудь денежек, которые он копил исключительно для Додика. Папа очень хотел накопить побольше и приехать к Додику в гости. Абрам Ильич ни разу в жизни не выбирался из Тульчина, поэтому такая поездка была для него двойной радостью: увидеть дорогого сына на гребне долгожданного успеха и повидать красавицу-Москву.

 

Но нужен ли молодому дарованию нелепый, смешной и неопрятный папа?..

 

За прошедшие тридцать лет спектакль, который и раньше был бесконечно сильным и действительно берущим за душу, будто только набрал мощи, напитался жизнью и заиграл еще более яркими красками. Равно как и актерский талант Владимира Машкова – ныне уже художественного руководителя Театра Табакова.

 

Можно сколько угодно пытаться говорить о коммерческом успехе этой постановки. Но когда в спектакле так пронзительно и честно говорят на темы родительской любви, сыновнего предательства и безграничного прощения, его не получится поставить даже на самом чистом расчете – фальшь будет видна за версту.

 

В «Матросской тишине» Машкова нет и следа фальши, сегодня спектакль искренен как никогда. Впрочем, иного сложно было ожидать – Владимир не только вложил в постановку свои личные переживания, теперь он был в ответе перед Мастером, который, увы, уже не сможет дать оценку увиденному лично.

 

На одном из премьерных показов в зале присутствовала Галина Борисовна Волчек. «Я знала, что мне понравится, но я не думала, что прорыдаю весь спектакль», — призналась она дрожащим голосом после бурных оваций зрителей.

 

Не стесняйтесь своих слез, когда придете в Театр Табакова на «Матросскую тишину». И лучше заранее сфотографируйтесь в новом зеркальном фойе – ведь после спектакля ваши мысли будут посвящены совсем иному.

 

Наталия Каминская специально для Musecube
Фоторепортаж Юлии Солодовниковой смотрите здесь

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.