Месяц прекрасного хаоса

02v7kf5xLnMВ нынешнем театральном сезоне петербургский театр им. Ленсовета радует зрителей премьерами одна краше другой. После некоторого затишья, которое было до 2011 года, в театр вновь хлынули энергия и зрители. Причинами таких позитивных изменений является приход на пост главного режиссера Юрия Николаевича Бутусова, а также курс Санкт-Петербургской академии театрального искусства, набранный специально для театра им. Ленсовета. Как результат: более десяти новых постановок за два года, разнохарактерных и разнонаправленных. Одним из самых аншлаговых и уж точно неожиданных стал спектакль Ю.Н. Бутусова, выдержанный в родном для него стиле, но основанный на непривычном материале – комедия «Все мы прекрасные люди» по самой репертуарной пьесе И.С. Тургенева «Месяц в деревне», премьерные показы которой прошли на главной сцене театра 7 и 12 января.

Впрочем, комедия применительно к данному спектаклю – понятие достаточно условное и крайне слабо характеризующее жанр. То, что показывают на сцене театра им. Ленсовета, скорее можно назвать элементом микроистории, где на примере одной в меру закрытой семьи раскрывается целый эпохальный срез, происходит своеобразный трагический апофеоз уютной дворянской жизни. Что творится с людьми, когда ломается мир? Нет, не тот глобальный, а их маленькое, уютное бытие, где привычные стены, заботливо созданные художником Виктором Шилькротом, рушатся с трагическим грохотом (в спектакле звучит закадровый голос, рассказывающий о красотах родовой усадьбы Тургеневых в Спасском-Лутовиново).

jNz7uGAXIegПридумывая «Месяц в деревне», И.С. Тургенев избежал сложной многоходовой драматургии. Есть муж, Аркадий Сергеич Ислаев, (Антон Багров) и есть жена его, Наталья Петровна (з. а. России Анна Ковальчук). Живут они если и не в любви, то в уважении, сына воспитывают, да и, казалось бы, никаких потрясений не происходит, всего лишь приезжает скромный, но симпатичный студент-учитель Алексей Николаевич Беляев (Иван Бровин). И мир переворачивается – Наталья Петровна влюбляется. Бутусов вместе с режиссерами спектакля Романом Кочержевским и Марией Романовой решили избежать дотошных воспроизведений костюмированной и детализированной эпохи первой половины девятнадцатого века, это не стало бы открытием. Этапы перерождения героев и их взаимоотношения были отданы на откуп актерскому мастерству исполнителей, а изменения чувств и характеров сопровождалось сменой костюмов и декораций. В спектаклях Бутусова на первый план непременным атрибутом выходит хаос и разрозненность декораций, в некоторые моменты становящиеся строго ранжированным порядком, – определенный символ внутреннего состояния души.

По сюжету у Натальи Петровны есть молодая воспитанница Верочка (Анастасия Дюкова), которая постепенно превращается в непримиримою соперницу и настоящую femme fatale, тоже влюбляясь в Беляева. Очень тонко и символично обыграна сцена ее перевоплощения, когда нежная девочка в юбках и кедах надевает черное платье и каблуки, словно становясь отражением Натальи Петровны.

Сквозь череду клиповых эпизодов, где один и тот же монолог прочитывается по нескольку раз, как будто герою дается второй шанс что-то переосмыслить и изменить, проходит еще один персонаж, фразы которого становятся настоящим лейтмотивом спектакля – Анна Семёновна, мать Ислаева (з. а. России Галина Субботина). Ее образ – тень самой Натальи Петровны, характерное напоминание о том, что «она прекрасная женщина – и поведение ее до сих пор было самое примерное».

TRHMIwhBdwМузыкальное сопровождение, как и во всех спектаклях Бутусова, на редкость убедительное. В мешанине жанров и исполнителей лихо и неожиданно миксуются Альфред Шнитке и Франц Шуберт вместе с культовой Nirvana и поп-певицей МакSи́м, песня которой в исполнении А. Ковальчук вызывает приязнь даже у самых снобистски-привередливых меломанов.

Несмотря на серьезность заявленной проблемы, «Все мы прекрасные люди» все равно выглядят легким и действительно приятным спектаклем, оставляющим после себя какое-то правильное, верно интонирующее послевкусие. На финальной сцене чинного чаепития в беседке (по стилю Бутусова конец спектакля рифмуется с началом) в воздухе словно зависает немой вопрос: «Что лучше, сделать и жалеть, или не сделать, и жалеть?» Поставленная проблема остается открытой, но и режиссерам, и зрителям ответ все-таки ясен: лучше совершить, ведь если бы Наталья Петровна не поддалась порыву, то пришлось бы наблюдать не все оттенки любви и обреченности, а тоскливые метания. Но все мы прекрасные люди, и все мы хотим создать видимость прекрасной жизни.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE

Фотографии Виктора Васильева предоставлены театром имени Ленсовета

Следующий спектакль смотрите 26 января.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.