Мир для настоящих идиотов

Идиоты
Гоголь-центр
Режиссер: Кирилл Серебренников.
Драматург: Валерий Печейкин.
Исполняют: Артур Бесчастный/Андрей Кузичев, Оксана Фандера, Семен Штейнберг, Юлия Ауг, Артем Шевченко, Александр Горчилин, Ольга Добрина, Антон Васильев, Илья Коврижных, Александра Ревенко, Ольга Науменко, Олег Гущин, Сергей Галахов, Руслана Доронина.

Уже год на сцене Гоголь-центра идут спектакли по мотивам известных кинолент. За это время проект утратил свежесть, доказав, впрочем, успешность эксперимента: постановки стали весомой частью репертуара, а людей, не знакомых с первоисточником, радуют еще и новизной, видимо.

Если СТРАХ и БРАТЬЯ, по большому счету, все-таки каверы на Фасбиндера и Висконти, старые истории в новых обстоятельствах, то ИДИОТЫ совместными усилиями Серебренникова/Печейкина далеко ушли от скандальной ленты Ларса Фон Триера. Антиутопия по-русски оказалась смешней, острей и ужасней датской. Проблема испытания толерантности общества к девиациям различного рода если и ставится авторами, то где-то на последнее место, уступив более насущным. В стране, где политика вмешивается во все сферы жизни, а далеко неглупые, и что ужасней всего, публичные персоны поддерживают клерикальные настроения, смешно обличать равнодушие к людям с ограниченными возможностями как главную язву, портящую общую благостную картину. идиоты

Невероятная удача, что именно Валерий Печейкин стал драматургом проекта. Вряд ли даже бывалому театралу доведется увидеть постановку его пьесы «Россия , вперед!», но несколько незамыленных идей из этой абсурдисткой вещи на тему государства с замашками тоталитарного перекочевали в ИДИОТОВ. А еще есть чудесная девушка Мария в исполнении Ольги Добриной, которая на пару с Александром Горчилиным сыграла жуткую и неправдоподобно настоящую историю любви с нетривиальным концом. Ее тоже придумал Печейкин. Как и Госпожу, в которой ни за что с первого раза не распознать Юлию Ауг, а вот Большого Брата — с легкостью. Ее героиня в кружевном боди из секс-шопа, все эти пространные условности – смысл, логику – опускает и, вклиниваясь в ключевые моменты пьесы, подбирает слова, нужные и на удивление правильные. На этом фоне Оксана Фандера/Карен — единственная практически дословная цитата из Триера — кажется несколько нарочитой со своими кустарными пароксизмами отваги, а недостающей глубины добирает лишь в конце усилиями опять-таки Печейкина и Серебренникова, придумавшими удушение ребенка и танец умирающего лебедя.

В качестве еще одного спойлера: нет, сцены группового секса не будет. Но и разойтись спокойно по своим хипстерским райкам, чтобы любовно хранить в закоулках памяти моменты, на время прервавшие монотонность существования, создатели свои героям не дадут. Пародируя социально-политические страсти, свойственные эпохе, и движения, давшие им начало, эти жестокие насмешники сводят с ума, убивают и в конце концов сажают всех идиотов, которые «понарошку», оставляя мир таким близким и удобным настоящим идиотам.

Стелла Татевосян, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.