Мир, в котором есть Уильям

влюбленный шекспир

 

О хороших спектаклях всегда писать сложнее, чем о плохих. С одной стороны, можно хвалить громко, радостно смакуя каждую мелочь, тем самым выдавая свою необъективность, с другой стороны, нужно чем-то обосновать, почему же спектакль хороший. Но в качестве заслуженной похвалы, хочется отметить следующее: как же нам всем повезло, что в Москве есть такой спектакль, как “Влюбленный Шекспир”, идущий уже второй сезон. И с другой стороны: как жаль, что у нас мало таких спектаклей, как “Влюбленный Шекспир”.

 

Начнем с того, что это Том Стоппард. Один из ярчайших драматургов современности. Его стиль отличает то, что, в основном, поклонниками его пьесы являются интеллектуалы, способные наслаждаться интертекстуальностью и ключами, заложенными в культурный код. Том Стоппард далеко не первый раз появляется на московской сцене. Пожалуй, самым запоминающимся событием был РАМТовский “Берег Утопии”, длиной в целый день. Но если в “Береге” у Стоппарда проскальзывала ненавязчивая заумь, то “Влюбленный Шекспир” будет понятен всем без исключения, даже тем, кто первый раз слышит слово “Шекспир”. Тому доказательство: зал, остро и эмоционально реагирующий на шутки, сложившиеся ситуации и неожиданные повороты.

 

Конечно, материал великолепен от и до, но что важно, в огранке труппы театра постановка становится настоящим бриллиантом. Здесь все на месте: декорации, свет, актерская игра, музыкальная тема. Пронизанный искренним юмором, спектакль легко находит отклик в зрительских сердцах. Здесь поют, танцуют, фехтуют, а костюмы сшиты в традициях средневековой моды. А Елизавета I (Тамара Лякина, Нина Попова), будто бы сошла с портрета.

 

Почему все так хорошо? Потому что все связано. Шекспир — драматург. Стоппард — тоже, потому его образ ему так интересен, и разработан до мельчайших деталей. Стоппард интересен режиссеру спектакля Евгению Писареву, а образы артистов интересны артистам. Потому что все от сердца, по любви.

 

Главное, что это — спектакль про дружбу, любовь, вдохновение, и конечно, театр. Удивительно, но оскароносный сценарий Стоппарда на сцене смотрится еще органичнее, ведь весь мир — театр! Достаточно лаконичная и простая движимая декорация, которая становится то балконом (не Джульетты!) Виолы (Таисия Вилкова очень искренна в этой роли, особенно убедителен её Томас Кент), то театром “Роза”, то королевским дворцом, с танцующими тенями за ней. В какой-то момент приходит ощущение, что смотришь самого Шекспира, настолько прочно все соединилось, ведь и драматургически, и постановочно, действие выстроено в духе британского гения.

 

Самыми добродушно смешными сценами становятся репетиции в театре. Ансамбль театра “Роза”  собрал самых талантливых. Тут есть и заика, и местная звезда, ну, и конечно, мужчина, переодетый в Джульетту (все же помним, что это шекспировский театр?). Юмористическую площадную манеру оттеняет любовная линия Виолы и Уилла Шекспира (Дмитрий Власкин, Кирилл Чернышенко), трогательная и нежная. Ну и, конечно, интрига: какой театр победит в борьбе за новую пьесу Уилла: “Роза” или “Занавес”?

 

Шекспир в начале пишет “Ромео и Джульетту” как комедию, которая в итоге становится трагедией. Жизнь же самого Уилла — что-то между, и тем самым развязка приближает драматурга к абсолютно реальным людям, таким, как мы с вами. “Я не могу быть женщиной, лишившей мир Уильяма Шекспира”, — говорит Виола. И да, как бы нам не хотелось совершенного хэппи-энда, она права, так как без Уильяма Шекспира мир был бы наполовину пуст.

 

 

Юлия Зу специально для Musecube

 

Фоторепортаж Любови Гайворонской можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.