Му Гуйин принимает командование

10 октября в театре им.Наталии Сац был показан спектакль Пекинской оперы «Му Гуйин принимает командование». Впервые спектакль был поставлен в 1959 г. на 10-летие КНР. Сюжет спектакля не относится к традиционным для Пекинской оперы, а взят Лань Фанем из Хеньнанской драмы. В то же время спектакль был поставлен с соблюдением всех канонов Пекинской оперы и стал считаться одним из классических образцов Пекинской оперы, поэтому, вероятно, его нам и представили.

Действие происходит во времена Империи Сун (XI век н. э.). Род Ян, мужчины и женщины, поколениями преданно служит своей стране. Во время войны с государством Западное Ся император поручает одной из представительниц рода Ян – Му Гуйин – возглавить армию. Му Гуйин «принимает командование», а впоследствии одерживает победу над войсками Западного Ся. Считается, что полулегендарная Му Гуйин – реальное лицо. Она не только хорошо владела военным делом, была хорошо развита физически, метко стреляла из лука, отлично метала ножи, на поле боя во время горячих схваток была отважна и по своим способностям намного превосходила многих мужчин, но и к тому же хорошо разбиралась в тактике и стратегии военного искусства. Другими словами, она была талантливым военачальником и много раз становилась главнокомандующим армии.pr

Перечисленные факты объясняют выбор данного сюжета для постановки в честь 10-летия КНР, но, к сожалению, не очень понятно, почему китайские артисты решили показать его западной публике, в том числе и нам. Например, мне был бы более интересным более традиционный, даже сказочный сюжет. Но пришлось смотреть спектакль, в котором половина текста была о том, что нужно любить Родину, быть дисциплинированным и мужественным.

Само представление действительно дает понять, что такое пекинская опера. Своеобразный вокал – очень громкий и высокий, часто переходящий в визг. Роскошные костюмы и обильный грим, выражающие не только амплуа героев, но и определяющие отношение зрителей. Китайские народные инструменты, в основном, ударные, в качестве музыкального сопровождения. Все мелодии также регламентированы: они определяют действие. Какой-то ритм используется для выхода персонажа на сцену, какой-то для ухода. Почему-то в спектакле вообще не было элементов ни акробатики, ни кунг-фу. Такие вставки весьма характерны для китайской оперы, да и по сюжету напрашивались. В общем, в пекинской опере присутствует множество аспектов, требующих определенных знаний и понимания, к чему наша публика вообще, и я, в частности, не очень подготовлены. Поэтому некоторые зрители представление покинули.

Однако, среди зрителей присутствовало значительное количество китайских граждан, которые, по идее, должны были получать наслаждение. Сложно сказать насчет наслаждения от представления, большинство из них получали наслаждение от общения друг с другом. Рядом со мной сидела молодая китайская пара. Заинтересованности представлением я у них не заметила, но явно присутствовал некий оттенок романтизма. В какой-то момент подумала: «Неужели начнут целоваться?» Не случилось. Где-то через полчаса от начала представления что-то произошло, девушка отстранилась от юноши и в дальнейшем интересовалась только своим смартфоном. На второй акт парочка не осталась.

Эта пара хотя бы сильно не мешала окружающим. Большинство других китайцев, не стесняясь окружающих, общалась друг с другом. А вот за мной сидели «фанатки». На первой же «арии» они начали активно хлопать не дожидаясь паузы исполнителя. «Захлопывают?» — предположила я. Но нет. Чем дальше, тем поведение «фанаток» становилось более активным, они хлопали и кричали во время «пения», а после «арий» громко что-то обсуждали, надо думать, особенности исполнения.

Вообще, китайцы считаются самыми шумными людьми в мире. Я об этом знала, но не подозревала, что на театр эта их особенность тоже распространяется. Благо, «вокал» все равно был громче и позволял терпеть постоянный зрительский шум.

Нужно отметить, что я уже смотрела Китайскую оперу. Это было представления Тайваньского театра Гуо Гуанг в рамках Чеховского фестиваля 2009 г. Конечно, можно сказать, что труппа из Тайваня меньше соответствует канонам, чем Пекинская, но действие было более разнообразным, текст – ироничным и запоминающимся, и, самое главное, в спектакле участвовала действительно звезда Вей Хан-Мин. Она так «пела» (читай, визжала) – куда там приехавшим к нам пекинцам. И публика на чеховском фестивале более соответствует нашим российским театральным стандартам, чем собравшаяся в театре Сац.

Но, все равно, я рекомендую посмотреть Пекинскую оперу. Когда еще удастся? Нужно только чуть-чуть настроится, и Вы обязательно получите если не удовольствие, то какие-то необычные впечатления и эмоции.

仁娜 для MuseCube

Фоторепортаж Алены Ездаковой смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.