наказание и преступлениеКак и многие из нас, с романом «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского я познакомилась еще в школе, но, хотя и осилила его чтение, так и не стала поклонницей ни самого романа, ни таланта писателя. Годы и даже десятилетия, прошедшие с той поры, ничего не изменили в моем восприятии, и, получив приглашение на спектакль, поставленный по мотивам этого произведения, я была настроена несколько скептически. Нелюбимый роман в исполнении совсем молодых артистов — воображение рисовало в голове довольно мрачную и тоскливую картину.

 

Но описание спектакля обещало нетривиальный подход к постановке, а участие в ней молодых студентов театральной мастерской Дмитрия Брусникина школы-студии МХАТ, напротив, сулило привнести свежую струю в классический сюжет, заезженный режиссерами до дыр. И, как оказалось позже, опасения не оправдались, а увиденное превзошло все ожидаемое: молодые актеры вместе с режиссером Михаилом Мокеевым совершенно перевернули историю Родиона Раскольникова, представив на суд зрителей свою весьма свободную интерпретацию.

 

Место проведения спектакля — «Боярские палаты» — было мне ранее незнакомо и поначалу произвело довольно странное впечатление. Пройдя в здание какими-то обходными путями, вероятно, через «черный вход», мы попали в помещение, создающее впечатление когда-то начавшегося, но так и не законченного ремонта. Заметно, что очищенная от многочисленных «культурных» наслоений старинная кирпичная кладка и арочные своды многое повидали на своем веку.

 

Но в 21 веке им было уготовлено совершенно новое предназначение: внутреннее помещение с анфиладами и открытыми, перетекающими друг в друга пространствами удачно вписалось в современный и модный сейчас стиль «лофт»,  превратившись в необычную арт-площадку, служащую для воплощения различных творческих замыслов. Открытые, просматриваемые насквозь, пространства – особенность площадки, которая позволяет зрителю почувствовать себя полноправным участником происходящего действия, а самому спектаклю придает глубину и многослойность. Однако оценить это удалось не сразу.

 

Итак, около восьми вечера зрителей запустили в зал и предложили сесть на заранее расставленные стулья. Странно одетые люди, по виду — переодетые для спектакля артисты, прогуливались по помещению. Они общались между собой, решали какие-то организационные вопросы, нисколько не обращая внимания на выжидающих зрителей, и, как казалось, совсем не спешили начинать представление.

 

Неожиданно один из актеров — мужчина в странном широком сером халате, перехваченным в талии поясом и с густо нарисованными на лице усами — начал протирать шваброй пол, причем делал это методично шаг за шагом, метр за метром, с таким невозмутимым видом, будто ему совсем чуть-чуть не хватило времени подготовить площадку к началу. Странность происходящего при отсутствии сцены как таковой вызывала полное недоумение, сомнения и вопросы – спектакль уже начался или все еще идут последние приготовления?

 

Внезапно, как нам показалось, практически на «сцену» выставили дополнительные места для сидения вновь прибывших зрителей, они стали рассаживаться, а из помещения на входе раздались громкие звуки и мотив известной песни Аллы Пугачевой с переложенными на него стихами И. Мандельштама «Ленинград, Ленинград, я еще не хочу умирать». Кажется, началось!

 

Постановка спектакля действительно порадовала. Режиссер смелой рукой расставляет сюжетные акценты, вольно нарушает хронологию оригинального изложения, смешивая в причудливый соус различные жанры и театральные приемы, не давая зрителю заскучать. В этом спектакле нашлось место всему – тут и кукольный театр, инсценирующий убийство старухи-процентщицы и ее сестры, элементы хореографии, как будто позаимствованной со сцены стриптиз-клуба, приемы с граффити, музыкальные вставки с отсылкой к рэпу и року и, конечно, традиционные, поддерживающие драматический настрой этюды и даже импровизационная часть. В целом получилась весьма необычная «солянка», благодаря которой молодые артисты получили возможность проявить разные грани своего таланта – от драматического до комедийного.

 

Как я уже сказала, постановка далека от классического переложения романа на театральные подмостки. Кроме того, уже в начале спектакля зрителя заставляют задуматься и даже поставить под сомнения традиционную точку зрения, оценивающую «Преступление и наказание» как одно из «величайших произведений мировой литературы». Об этом говорит отсылка к словам Владимира Набокова, который весьма критично оценивал значение творчества Достоевского и вершиной надуманности и невероятной пошлости считал ключевую фразу романа: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги» (прим. – Раскольников и Сонечка Мармеладова читают Новый завет. Глава о воскрешении Лазаря). Набокову бросается в глаза неуместное и возмутительное сравнение жестокого и бесчеловечного преступления Раскольникова и трагической участи Сони Мармеладовой, вынужденной торговать своим телом, чтобы помочь родным. Странно и даже нелепо, что убийца ищет и находит понимание у проститутки.

 

Но продолжающееся повествование снова возвращает нас к традиционной сюжетной линии, внутренней борьбе Раскольникова. Мы видим его метания и душевные терзания в игре молодого талантливого актера Михаила Мещерякова, наблюдаем его взаимодействие с другими героями романа: Порфирием, Авдотьей, Разумихиным. Классический драматический монолог, передающий внутреннюю борьбу Раскольникова и его размышления о своем предназначении и месте в жизни неожиданно находит свое выражение в реп-речитативе «Тварь я дрожащая или право имею?»

 

Хочется отдельно отметить игру и других молодых актеров — очень запомнилась талантливая Маша Лапшина, сыгравшую сразу две роли – Алены Ивановны и Заметова в неожиданном образе травести, отсылающем нас к Антону Павловичу Чехову; Никита Ковтунов и его несколько карикатурный Свидригайлов; Даниил Шперлинг в роли ироничного Порфирия Петровича; Юлия Джулай в роли «поминутно беременной» Лизаветы, в противоположность оригиналу оказавшейся на сцене супермоделью, и ее вторую роль в спектакле – отца Сони Мармеладова; яркий необычный образ Разумихина в исполнении Александра Золотовицкого; Тасо Плетнер (Марфа Петровна) и Юлия Разумовская (Дуня Раскольникова – сестра Родиона) и Анастасия Чуйкова (Соня Мармеладова).

 

Да, временами спектакль напоминает студенческий капустник, но актеры стараются, они молоды, талантливы, веселы и остроумны, и за блеск в глазах и энтузиазм им можно легко простить отсутствие наработанного годами актерского опыта. Все это у них еще будет.

 

Дабы не раскрывать интригу, я не буду останавливаться на всех деталях и пересказывать подробности постановки, но в заключение хочу сказать, что спектакль «Наказание и преступление» смотрится с увлечением, захватывающе — на одном дыхании. Он будет особенно интересен тем, кто увлечен современным театром и не боится отойти от привычных канонов, чтобы посмотреть на знакомые вещи с непривычного ракурса.

 

Рекомендуется к просмотру.

 

Ирина Прико специально для MUSECUBE
Фотографии Екатерины Гучок можно увидеть здесь

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.