Октябрь 2017. Воскресенье. Семь вечера. Малая сцена Большого театра кукол. Привычная горизонтальная ориентация игрового пространства, у наглухо закрытых окон – три ряда зрительских мест и абсолютное отсутствие пустот. Аншлаг, тоже вполне привычный. Впереди — четыре часа пелевинской «Жизни насекомых» под руководством художественного руководителя театра Руслана Кудашова. Что еще нужно, чтобы предчувствовать удачу этого вечера?

…Выходят актеры, всё как обычно: харизматичное музыкальное сопровождение и эффектные костюмы. И только через несколько минут приходит осознание: ведь это уже другие ребята — студенты второго режиссёрского курса Театральной академии (ныне РГИСИ), новая мощная артерия БТК. Но мозг упорно настаивает, что только вчера наблюдал первых «кудашей» и их смелые, безостановочные опыты над Шекспиром и Замятиным. Память подсказывает: в оригинале роман Пелевина предвосхищается цитатой Бродского, так, может, это всё это обман, и сейчас начнётся третья часть поэтического цикла, посвящённая И.А.? Но нет, это действительно свежие, уже почти оформившиеся артисты, только ещё более дерзновенные, динамичные, свободомыслящие — одним словом, прямые наследники Generation P, о котором писал Пелевин. Через двадцать минут становится совершенно ясно, что разношерстные студенты – настоящее поколение Post P, воспитанное на волне зарожденного метамодернизма и вобравшее в себя все культурные феномены и сомнения. И можно искренне поздравить театр, который в лице этих ребят приобрел себе поле и ресурсы для новых экспериментов на долгие годы.

«Жизнь насекомых» — один из первых текстов Виктора Пелевина, роман-аллегория, повествующая о типичных представителях российского общества начала 1990-х годов. Писатель, известный своими ёмкими и точными попаданиями в дух времени, не является пророком своего отечества, но создает подробную картину современной России. Руслан Кудашов, чутко реагирующий на поэтический язык, конструирует свой спектакль в подобном ключе: режиссер вместе с актерами проходит путь от литературной метафоры до почти бессловесного визуального образа. Создатели театральной «Жизни насекомых» не скрывают, что в этой работе их волнует пластика рук и наблюдение за животными, но в данном случае они, безусловно, отходят от традиционных актерских упражнений в сторону полноценного многослойного спектакля.

«Жизнь насекомых» перемещает зрителя в девяностые, когда в журнале «Знамя» выходил второй роман Пелевина, и тут же, во дворе редакции, совершались бандитские разборки. Поэтому героями спектакля становятся не только осы, комары и мухи, но и вымирающие интеллигенты, ранимо-дерзкие братки, легкодоступные девушки, хлынувшие в страну иностранцы, нагловатые нувориши и скорбящие матери. Последнее десятилетие миллениума получилось такими, каким его видят сейчас молодые люди. Это и дикая музыкальная смесь из песен Виктора Цоя и Федора Чистякова, и кино Дэвида Линча, и ирония по поводу модернизации Чехова и отживших свое советских устоев. Импортные костюмы и Depeche Mode конкурируют с отечественными халатами и березами группы «Любэ», классические арии – с попсой конца 80-х. На этом фоне происходит рождение, развитие и смерть целой эпохи, от условного освобождения от оков до вполне осязаемого саморазрушения. Новые «кудаши» не боятся шутить, фантазировать и паясничать, а в некоторых этюдах – сжигать и плавить себя. Они вгрызаются в материал и переворачивают его с ног на голову, не стесняются брать штампы и препарируют их с дотошностью энтомолога, выявляющего необычного представителя в хорошо знакомом виде. «Жизнь насекомых» очень наглядно, музыкально и визуально демонстрирует, что поколению Post P уже есть, что рассказать, и этот прекрасный юношеский манифест порой не укладывается во временные рамки спектакля. Но кто сказал, что достучаться до небес можно лишь однажды? Ведь вместо слабых мира этого и сильных может громко звучать несогласный голос молодых.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.