Новый переворот

Главным событием XXVII фестиваля Балтийский Дом стал спектакль, задавший тему всему фестивалю «Имитация жизни», венгерского театрального и кинорежиссера Корнеля Мундруцо и основанным им театром «Протон» В «Балтийском доме» спектакль показали 7 и 8 октября.

Корнель Мундруцо – известный современный венгерский кинорежиссер, получивший за свои работы множество наград, в том числе в 2014 году его фильм «Белый бог» победил в секции «Особый взгляд» на каннском кинофестивале. На театральной сцене Корнель Мундруцо работает с 2003 года. Совместно с продюсером Дорой Буки в 2009 году им был основан театр «Протон». Театр выпускает независимые спектакли, его основной целью является сохранение максимальной свободы на сцене.

Новый спектакль знаменитого режиссера Корнеля Мундруцо разительно отличается от его предыдущих работ. Спектакль уже принимал участие в больших фестивалях, таких как Wiener Festwochen в Вене и на Платоновском фестивале искусств в Воронеже, Висбаденской биенале в Германии и фестивале NEXT во Франции.

Постановка начинается со вступительного видео, в котором немолодая женщина-цыганка рассказывает о своей жизни агенту по недвижимости, пришедшему, чтобы выселить ее из квартиры. (Цыганка – известная венгерская актриса Лили Монори)

Фильм кажется бесконечно длинным, в нем миссис Русо сначала рассказывает о том, почему она не читает уведомления о выселении, а заканчивает рассказом о том, как дошла до жизни такой. В какой-то момент у зрителя может возникнуть вопрос, фильм это, или все же спектакль? Но, в действительности работа Корнеля Мундруцо находится на стыке жанров, видеовставки являются продолжением театрального повествования, и наоборот.

Из этого повествования мы узнаем о сложной социальной драме, разворачивающейся в одном из самых неблагополучных районов Будапешта. Женщина-цыганка переживает не самые лучшие времена, ее муж погиб, а сын решил отказаться от своей национальности, изменил имя и цвет волос. Он больше не считает себя цыганом и не хочет возвращаться домой.

Когда рассказ заканчивается — экран поднимается и перед зрителем на сцене оказывается кубической формы маленькая квартира в старом доме, ее обстановка максимально реалистична, бытовая техника, мебель и вещи. У зрителя создается ощущение, что он стал невольным гостем в чужой квартире.

После разговора с агентом женщине становится плохо, но в цыганский район скорая едет очень долго. Агент бросает затянувшееся дело и уезжает, а действие спектакля снова переходит со сцены на экран, возвращаясь в прошлое.

Самый ошеломляющий момент спектакля происходит без актеров. В какой-то момент, действия на сцене заканчиваются, после чего сама сцена начинает жить своей жизнью, медленно поворачиваясь, как огромный барабан стиральной машины. Одновременно из всех шкафчиков, ящиков диванов вываливается множество мелких вещей, с грохотом падают столы и стулья, разматываются провода, до тех пор, пока она, обернувшись на 360 градусов, не вернется в свое исходное положение.

После переворота начинается уже совсем другая история. Небольшая семья мигрантов вселяется в ту же квартиру, молодая женщина о чем-то договаривается с тем же агентом, как будто не замечая того, что квартира, которую она арендует, перевернута вверх дном. После ухода агента она тут же закуривает, нарушая только что оглашенные правила и зовет своего сына, существование которого она успешно скрыла, подписав договор аренды.

Начало новой истории в каком-то смысле продолжение старой, здесь может вырасти еще одно поколение людей, которое так же, как цыгане, забыло свои корни. Эти люди отреклись от своего прошлого, не имеют будущего и неспособные встроится в существующую систему координат. Саундтреком к спектаклю звучит песня Нины Симон Feeling Good, поднимавшая дух многим поколениям переселенцев.

В своем спектакле Корнель Мундруцо продолжает развивать начинает с политической темы дискриминации цыган, а заканчивает не теряющий актуальности темы «лишних людей», невероятно знакомой любому русскому зрителю и читателю. Только почему-то гипотетический лишний человек-герой вызывает сострадание и умиление. А вполне реальная история, рассказанная со сцены о том, как цыган убил цыгана, удивляет и шокирует. Впрочем, это не отменяет того, что спектакль заслуженно стал главным событием XXVII, а режиссер добился своей цели, спектакль врезается в память и становится частью мировой театральной жизни.

Галина Супрунович, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Натальи Кореновской


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.