О сон чудесный! О пламя чистое любви!

Что такое предел? Как его измерить? Где эта граница, отделяющая возможное от невозможного? На что может претендовать человек, ставя на кон свою жизнь?

 

Именно на эти вопросы старается ответить пьеса «Маленькие трагедии. Часть первая» Пермского академического Театра-Театра.

 

В «Маленьких трагедиях» Александр Сергеевич Пушкин пытался измерить свой собственный предел, предел своей свободы. Поэтому его герои в поисках свободы так или иначе выходят за границы нравственности, морали, порядочности — и в итоге приходят к границе жизни и смерти. Каждый герой трагедии хочет быть свободным, и так получается, что для того, чтобы стать свободным, нужно перешагнуть через свою человечность. И в этот момент, на территории искусства, Пушкин делает невероятное открытие. Пренебрежение моралью и нравственностью становится прекрасным творческим актом, который действительно способен дать возможность приблизиться к своему пределу.

 

В пространстве современности, во времени других ценностей Борис Мильграм и Марк Букин ставят театральный эксперимент, чтобы определить константы и ответить на фундаментальные вопросы жизни в искусстве. Игра с сюжетами и персонажами произведений А.С. Пушкина «Маленькие трагедии» предлагает зрителю погрузиться в мир, отличный от привычных условностей.

 

«Маленькие трагедии. Часть первая» состоит из трагедий «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь» и «Сцена из Фауста».

 

Весь спектакль являет собой изумительный симбиоз как актерской игры, так и пластики, языка тела. Каждый актер говорит не только словами. Всякая эмоция передается всем телом. Сначала, такой метод «общения» кажется странным, но буквально пяти-десяти минут достаточно, чтобы к нему привыкнуть и воспринимать, как должное. И это поражает. В итоге такая смесь актерской игры и пластики дает невероятное понимание персонажа, эмоций, переживаемых им.

 

Каждая из трех трагедий являет собой отдельный сюжет, объединенный общим смыслом. На небольшой сцене, с минимумом декораций, творится волшебство. Огромную роль, как и всегда, несут свет и музыка. Например, в первой трагедии, «Моцарт и Сальери», актеры играют под живой аккомпанемент скрипки. А во второй трагедии, «Скупой рыцарь», благодаря фиолетовому свету, выделяющему определенные сцены, мы можем понять истинные эмоции персонажей в конкретный момент.

 

Актерский состав был просто бесподобен. Артисты выплескивали эмоции в зал. Каждый из них заслуживает отдельной рецензии и разбора роли. Но двое из них впечатлили меня особенно сильно.

 

Алексей Каракулов (Сальери, Мефистофель) – то мастерство, с которым молодой человек отыграл двух настолько разных по характеру персонажей, поражает. Твердый слог, эмоции и, конечно же, язык тела, которым Алексей, как мне кажется, владеет безупречно. Зритель с первого взгляда верит и в метания замученной души Сальери, и в рассудительного Мефистофеля.

 

Мария Полыгалова (Барон). Прежде чем начать говорить об этой артистке, я хотела бы упомянуть, что все роли, за исключением одной, в трагедии «Скупой рыцарь» исполнялись чудесными актрисами, несмотря на отсутствие в рассказе женских персонажей как таковых. И, хотя все артистки были на высоте, именно Мария в роли Барона покоряет с первого взгляда. Ты забываешь, что перед тобой женщины. Ты видишь старого, повредившегося умом скупого мужчину, и эта метаморфоза ошеломляет своей правдоподобностью.

 

Мне кажется, я могу писать об этом спектакле долго и много. Выходя из зала, я в первый раз подумала, что очень хотела бы пообщаться с актерами и режиссерами этой прекрасной постановки. А так ли я поняла смысл этой сцены, а правильно ли я определила, зачем в этой сцене такой свет.

 

Оригинальное произведение А.С. Пушкина уже было многогранно, с глубоким смыслом, а Театру-Театру, в свою очередь, удалось подарить зрителю свое размышление на тему, не переиначивая при этом сюжета. Спектакль просто изумителен, и я считаю, что на него стоит сходить каждому, кто готов увидеть классику на сцене современного театра.

 

В конце мне хотелось бы внести всего одно крохотное замечание театру – предупреждайте зрителя о наличии в спектакле обнаженных сцен. Некоторым, как мне кажется, необходимо морально подготовиться, чтобы не упустить в такой момент нить сюжета.

 

Алена Южакова специально для Musecube
Фотографии Юлии Трегуб предоставлены пресс-службой театра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.