О спектакле «Ордалии» из уст создателей

Дмитрий Бикбаев

Режиссер, актер театра и кино. Режиссер-постановщик спектакля «Ордалии».

О чем спектакль «Ордалии»?

Это моя интерпретация произведения Александра Звягинцева, и я надеюсь, она понравится зрителю. Я рад, что с моим видением, моими решениями, в том числе жанровым, Александр Григорьевич согласился.

Несмотря на то, что это очень остросюжетно и динамично, мне хочется затронуть темы нашей национальной специфики, наших особенностей, нашего славянского отношения к действительности и друг к другу. Это 90-е и 2000-е годы, переломный момент в жизни нашего общества, и это как раз позволяет очень объемно рассуждать на обозначенные темы, искать в тех или иных материях. Потому как во время перемен всегда преобладают крайности. И это очень хорошо – и для меня, и для актеров, и для всей творческой команды.

Увидит ли зритель Дмитрия Бикбаева-актёра на театральной сцене в новой премьере?

Мне сейчас очень непросто совмещать свою исполнительскую деятельность с чем бы то ни было. Быть исполнителем – это определенный труд, вполне себе конкретная работа, она накладывает огромное количество обязательств. На данный момент у меня в приоритете режиссерские поиски, попытка найти себя, по-особенному интерпретировать то или иное произведение с помощью своих коллег-артистов, но при этом уже в ранге режиссера. Для меня это гораздо интереснее, чем все предыдущие мои творческие воплощения.

Вы сами подбираете музыку для своих спектаклей, выстаиваете световую партитуру и рисуете макет декораций. Какой процесс создания?

Режиссер в современном театре является основным зачинателем всех творческих решений, идей, концепций и так далее. Он организует вокруг себя работу всей творческой команды – от хореографа до художника по декорациям и костюму. Я считаю, что это не очень хорошо, когда режиссер сваливает на себя все, а потом – весь такой молодец, все придумал. Как правило, что-то обязательно пострадает, я точно это знаю. Если команда подобрана (а подобрать команду – это тоже талант режиссера!), то организовать ее и сделать так, чтобы все максимально творчески реализовались – вот задача режиссера. И вот это я как раз делаю, и делаю, как я надеюсь, успешно. Моя задача – собрать творческих людей, гораздо более профессиональных, чем я, но готовых вместе со мной создавать, работать на своем максимуме над моей задумкой, над моей творческой инициативой.

Как вы определяете жанр спектакля?

Я обозначаю это как театральный перформанс, своего рода абсурдистская комедия. Потому как, что есть вся наша жизнь? Комедия абсурда. События пьесы взяты из реальной жизни, и имена в ней очень говорящие – как у Чехова «лошадиная фамилия». Нашего главного героя зовут Герард Гонсо, это намёк на то, что он – парень непростой, он — «а-ля Чацкий», немного «лишний человек». И у него непримиримость со многими проявлениями нашего быта. Он приезжает в город Лихоманск и есть надежда, что он не убежит оттуда, а останется и попытается изменить этот мир к лучшему. Мы в этих героях себя узнаём. Мне хотелось, чтобы люди на спектакле всё время улыбались, иногда смеялись, иногда грустили, но всё равно с улыбкой на лице.

Вы довольны результатом?

Время работы над этим спектаклем я смело могу назвать наиболее счастливым в творческом плане для себя лично! Я не ошибся в команде, каждый участник процесса создания спектакля «Ордалии» выкладывался по полной, создавал и творчески пылал, от автора до художника по гриму и, конечно, артистами. Мы смеялись вместе с героями произведения над нашим совсем недавним общим прошлым, над теми коллизиями, которые присущи исключительно нашей ментальности. Всё, как и в жизни — суета наполненная смыслом!

Александр Звягинцев

Писатель, автор исторических исследований, отмеченный государственными наградами, орденом «За заслуги перед Отечеством», международными дипломами и премиями (Человек года-2016, за докфильм о Нюрнбергском процессе). Автор пьесы «Ордалии»

Вы много пишете, почему для театральной постановки выбор пал на произведение «Куда смотрит прокурор»?

Дело в том, что это не совсем обычная для меня книга. Ее первое название – «Сомнительные удовольствия». Так что эта книга – веселая, озорная, зачастую с сугубо театральными положениями и ходами, репризами и, если хотите, даже балаганными моментами. Мне всегда казалось, что она так и просится на сцену, дает возможность создать драматическое действо веселое, терпкое, где-то грубоватое, даже буйное. Этакий бурлеск местами…

Какие у вас впечатления от работы с режиссером Дмитрием Бикбаевым?

Все его постановки созданы в авангардном ключе, для вас это было намеренным выбором или экспериментом? — Для такой постановки Бикбаев с его поиском новых и незаезженных форм, согласитесь, весьма подходящий режиссер. К тому же он проявил редкостное в наше время желание услышать и понять автора, было стремление именно к совместной работе над спектаклем. И вообще работа с молодым режиссером, не скованным опробованными приемами, мне кажется, весьма плодотворное занятие. Бодрит, знаете.

Как родилось название спектакля «Ордалии», и действительно ли главному герою предстоит столкнуться с испытаниями на выживание?

Ну, для театра на Ордынке название, как представляется, весьма подходящее… Ордалии на Ордынке.. Шутка. Давайте напомним, что Ордалия в архаическом праве в широком смысле то же, что и «Божий суд», а в узком — суд огнём и водой. Нашему романтичному герою не грозят котлы с кипятком или раскаленное железо, его ждут иные испытания, не
столько физические, сколько моральные и душевные, которые он должен вынести, не изменив своим идеалам и мечтам. Знаете, когда мир вокруг буквально толкает тебя – будь иным, как все, кем ты себя возомнил! – сохранить себя весьма непросто. Словом нашего героя ждут ордалии нашего времени, так хорошо знакомые каждому зрителю.

Аннотация спектакля сопровождена цитатой прокурора XIX в. А.Ф.Кони — «Только в творчестве есть радость. Все остальное прах и суета». Согласны ли вы с утверждением?

Кони был не только выдающимся российским юристом, но и хорошим писателем. В творчестве он находил для себя отдушину от тягот жизни и профессии. Он никогда не обольщался властью и даже отказывался от очень высоких государственных должностей — чтобы сохранить время на творчество. Однако именно в профессии и работе он находил темы для своих творений. Так что эти вещи взаимосвязаны. Эти же слова Кони относятся именно к спектаклю, к сценической картине, где быстро проходящая, порой утомительная и неприглядная проза жизни вдруг превращается в бурное, смехотворящее театральное действо. Ведь, наверное прав был Шекспир, когда говорил, что весь мир — театр, а люди в нем всего лишь актеры.

Есть ли в ваших ближайших планах новая постановка на театральной сцене?

И не одна. Причем очень разные. Есть безбашенная и безжалостная детективная комедия из современной жизни «Когда б имел златые горы», написанная в форме живого динамичного фарса, но при этом основанная на реальных событиях . Над ее постановкой уже идет работа в одном из театров Москвы. И есть пьеса на трагическом материале – по моей книге «На веки вечные» о Нюрнбергском процессе. Сейчас размышляю, кому ее предложить. Есть и другие пьесы. Одна из них, уже знакомая нашему зрителю, шла в одном из театров Москвы, по ней снят фильм «Память осени» с Инной Чуриковой в главной роли. Она переведена на французский язык и сейчас рассматривается вопрос о ее постановке во Франции.

Мирослава Карпович

Актриса кино и театра. В спектакле исполняет роль Василисы.

Вы очень много играете в театре, а как же кино? Или театр для вас сейчас в приоритете?

У меня нет приоритетов в профессии, кино и театр – едины. Это равносильно вопросу: «Вы любите больше маму или папу?». А насчёт обилия того или иного.. Раньше было много кино, теперь пусть будет период театра. Разнообразие в творчестве всегда на пользу.

Что для вас было самым сложным и самым интересным в работе над главной ролью?

Сложным? Смотря как на это посмотреть. А вот интерес не отнимешь. Образ, характер, подача, видение режиссёра и сама работа с Мастером.

Насколько вам вы похожи с вашим персонажем — Василисой?

Наверное, тем, что мы обе женщины. Не люблю быть похожей на своих героинь, предпочитаю выходить из зоны комфорта, влезать в тесноту или, наоборот, простор и кроить его по новой форме, которую прежде не носила.

Как вам работа с режиссером Дмитрием Бикбаевым?

Это очень хороший и мощный опыт. Люблю молодых, амбициозных, дерзких и талантливых юношей. При нашем первом знакомстве Дмитрий именно таким и предстал. Он как режиссёр чётко знает, чего хочет, но при этом и доверяет актёру, что крайне важно в сотворчестве! Поэтому при всех вышеперечисленных пунктах можно сказать только одно — ну разве это работа? Сплошное удовольствие.

Олег Марусев

Заслуженный артист России. В спектакле исполняет роль Туза Жана Силовича.

Вы исполняете одну из ключевых ролей в спектакле, насколько вам близок ваш персонаж — Жан Силович Туз?

Этот персонаж трактуется режиссером, как очень человечный, не взирая на его должность главного прокурора города. А все человеческое близко каждому из нас.

У вас за плечами большой театральный и кино-опыт работы с разными режиссерами. Как вам работалось с Дмитрием Бикбаевым?

Он ищущий, не успокоенный, работающий на пределе. И это стимулирует каждого из участников отдаваться этой работе в полную меру сил. Мы все хотим, чтобы этот спектакль у него получился и верим в это. А я лично верю, что на театре он не остановится и очень многое сделает, как режиссер, в кино. В отличие от многих современных режиссеров, он очень тактично работает с актерами, и это приносит добрые результаты. И не смотря на свой возраст, он доказал уже, что он замечательный артист, великолепный исполнитель песен и пародий, а главное очень избирательный. Он никогда не поддается на дешевку и халтуру.

Вам интереснее работать с опытными режиссерами или, наоборот, экспериментировать с молодыми?

Все зависит от таланта режиссера и его целеустремленности. Все остальное не имеет значение. Если только он не явный подлец.

В театре вы уже играете в спектакле «Прокурорская притча» по произведению А.Звягинцева. Есть ли что-то общее у ваших персонажей?

Нет. Это абсолютно разные человеческие существа. В «Прокурорской притче» — это судья-морализатор. Более того, он возникает из потустороннего мира (его вначале спектакля убивают) и смотрит, да и оценивает происходящее отстраненно и с точки зрения истины. А Туз в «Ордалиях» — порождение самой жизни и общества, в котором он живет, и пытается,
иногда, хоть как-то сбалансировать эти взаимоисключающие понятия города Лихоманска, как человек и закон.


8 комментариев на ««О спектакле «Ордалии» из уст создателей»»

  1. Аватар пользователя Елена
    Елена

    Интересная статья. Мне очень нравятся как актерские, так и режиссерские работы Дмитрия Бикбаева, и поэтому я с нетерпением жду выхода его нового спектакля. Судя по всему, это будет неординарно и самобытно, что впрочем характерно для всего творчества этого талантливого актера и режиссера! Обязательно приду на премьеру!

  2. Аватар пользователя Юлия
    Юлия

    Очень наслышана о спектакле, видела тизер, жду не дождусь премьеру! Обязательно пойду!)

  3. Аватар пользователя Наталья
    Наталья

    Это будет что-то невероятное и интригующе,но безумно интересное, а я уже вся в предвкушение , уже савсем скоро!
    Очень интересная статья)))

  4. Аватар пользователя Наталья
    Наталья

    Это будет что-то невероятное и интригующе,но безумно интересно, а я уже вся в предвкушение , уже савсем скоро)))
    Интересная статья!))

  5. Аватар пользователя Наталья
    Наталья

    Всю весну жду эту премьеру. Интересно посмотреть, т.к. много читала об этой постановке.

  6. Аватар пользователя Ольга
    Ольга

    Заинтриговали по полной программе!
    Темы, которые Дмитрий поднимает в своих постановках, всегда актуальны и волнующи, так уж у него получается, что ответы находятся на не заданные вопросы. А заставить зрителя задумываться, величайший талант всей команды.
    Поэтому я с огромным нетерпением жду премьеры этой постановки.

  7. Аватар пользователя Ольга
    Ольга

    Спасибо за столь развёрнутое интервью! Не сомневаюсь в успешности спектакля и желаю всем актёрам ни пуха ни пера!

  8. Аватар пользователя Кристина
    Кристина

    Посчастливилось быть в премьерные дни спектакля. Сказать, что мне очень понравилось — это ничего не сказать, это потрясающе! Столько всего в этом спектакле, что я непременно вернусь снова. Каждому актеру браво, настолько высока самоотдача, браво режиссеру! Придумать и воплотить такое — это титанический труд!) А еще очень понравились костюмы, декорации, музыка. Стоит посмотреть обязательно!)

Добавить комментарий для Наталья Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.