Вот уже четырнадцатый год подряд наступление весны в Петербурге символизирует одно радостное и необычайно эффектное событие – международный фестиваль балета Dance Open. Его свободные танцы поистине не знают границ, объединяя лучшие танцевальные коллективы со всего мира, а в этот раз основной акцент фестиваля был сделан еще и на серии мастер-классов от ведущих мировых танцоров, и на специальных программах для юных артистов балета. Вечерними спектаклями, помимо уже хорошо известной петербуржцам голландской труппы Dutch National Ballet и столичного Большого театра, зрителей порадовал коллектив Венского государственного балета (Wiener Staatsballett), 25 апреля выступивший на главной сцене Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова. Это особое событие для всего фестиваля: крайне редко выступающая за пределами Австрии венская труппа впервые приехала на гастроли в Россию, в город, который своими музыкальными, танцевальными и архитектурными традициями так похож на Вену.
Коллектив Венского государственного балета славится своими изысканными постановками на классические музыкальные темы, но для фестиваля Dance Open было решено подготовить специально собранную композицию «Обратный отсчет», созданную тремя молодыми современными хореографами, уже сыскавшими международную славу: Хелен Пикетт, Патриком де Бана и Наталией Хоречна. Все эти работы объединены любовью к модернизму и необычайной актуализацией балета, игрой с его формами и пластическим выражением, а также обращением к многолетнему накопленному опыту.
Вечер венского балета, как и положено этому времени суток, начался с «Сумерек» – композиции хореографа Хелен Пикетт на музыку Ануар Брахема, Яна Гарбарека, Филипа Гласса, Шокат Хуссейна и Рави Шанкара. Газета “New York Times” писала об этой постановке, что «для опытного глаза «Сумерки» буквально наполнены маленькими неожиданными подарками», и, действительно, эта миниатюрная и немного мелкая в своей пластике хореография позволяет искушенному зрителю буквально застыть в восхищении от обилия сценических находок. Нежность, внезапность, порывистость и искушение, выраженные в динамике, как будто являют собой олицетворение музыкального коллажа. Этот балет густонаселен персонажами, которые время от времени растворяются и теряются, словно действительно погружаясь в сумерки. Во многом этот эффект создают удивительно легкие и воздушные костюмы, подчеркивающие хрупкость и грацию танцоров, невероятно красивых в своей пластике. «Сумерки» позволяют прочувствовать стихию, и, кажется, что именно какая-то мифическая воля, а не законы всемирного тяготения управляют движениями исполнителей.
К силам природы отсылает второй балет, продолживший вечер, – это «Игры ветра» в постановке Патрика де Бана. Эта композиция была вдохновлена музыкой П.И. Чайковского, которая помогла перенести полифонию звука в «полифонию» танца. Патрик де Бан как будто делит свою постановку на несколько слоев и планов, продолжая тем самым традиции классического академического балета, но придавая его форме модернистские пластические коннотации. Его балет, что следует из названия и чувствуется из происходящего на сцене, своими легкими волнами и вихрями напоминает игры ветра, заложниками которых становятся исполнители. Их энергия то сливается воедино, то разносится по всему сценическому пространству, образуя в разных местах причудливые композиции и даря состояние умиротворения всем присутствующим.
Заключительным актом стала постановка «Обратный отсчет», давшая название всему балетному вечеру. Эта работа хореографа Наталии Хоречна на музыку Джорджа Крама, Макса Рихтера и других скорее напоминала спектакль пластического театра, нежели балет в своем традиционном значении, но, между тем, именно она вызвала у зрителей наибольшее количество рефлексий. Драматическая история о самоубийце, которому дается второй шанс и для которого начинается обратный отсчет, явила собой настоящую трагикомедию. В ней есть и ангелы, и черти, и Адам и Ева, и книга жизни – все эти библейские мифологемы переосмысляются посредством танца, очень грамотно наложенного на эффектную музыку, вскрики и речитативы. Балет здесь выходит за привычные рамки и ступает на зыбкую тропу синтетического искусства, с которой успешно сходит, и в своей заключительной части дает возможность полюбоваться многоуровневой и сложной хореографией, обрамленной неожиданными декорациями. Обратный отсчет начинается не только для главного героя постановки, но и для всех поклонников танца, поскольку ярким пластическим языком Наталии Хоречна балет вновь заявляет о своих лидерских позициях в мире искусства, открывая на фестивале Dance Open новые перспективы.
Елена Бачманова, специально для MUSECUBE
Фотоотчет Михаила Козлова смотрите здесь
Добавить комментарий