паганиниИдея рок-трактовки величайших классических музыкантов не нова, однако одиозную фигуру «скрипача дьявола» она, к удивлению, до поры обходила стороной – за всех отдувался Моцарт. А вот в контексте Паганини вспоминается разве что фильм 2013 года с Дэвидом Гарретом в заглавной роли, позиционированный как классически-исторический, несмотря на весь рок-колорит образа, созданного Гарретом. Пустующую нишу на сцене (опустим дагестанский мюзикл «Скрипка Паганини» 2015 года) взялся заполнить актер-танцор-певец-режиссер Александр Бабенко, что и вылилось в «Паганини» в стиле рок.

 

Пьеса советского писателя и драматурга Владимира Балашова романтична и проста, на первый взгляд ее даже будто собрали по шаблону: романтический герой, противостоящий миру, – есть; неприступная, но все же покоренная красавица – в сюжете появляется Беатриче; злодей и завистник, мешающий воссоединению влюбленной пары – падре Винченцо на низком старте. И, наконец, фатум – рок, не злой, но непреклонный, благодаря которому финал предрешен и неизбежен. Ровно и добротно. А вот спектакль-интерпретация аранжирован громогласным русским роком в живом исполнении, суровыми кожанками и современным танцем, что, согласитесь, оживляет типовой сюжет. В зарисовки классического театра, сопровождаемые Vangelis, Astor Piazzolla, Don Davis или каприсами того самого скрипача, под аккомпанемент композиций Арии внезапно врывается драйв рок-концерта и постановочный бой. Забавно, что несмотря ни на готически-мистическую тему, ни на постоянные отзвуки «арийского» дуэта скрипача и дьявола («Игра с огнем»), посвященного Паганини, постановка построена на идее о человечной природе гения.

 

– Ты дьявол?
– Нет, я – человек!

 

Но сам человек, конкретный человек и его гений стоят над земными условностями. Выше только небо, выше только Бог, причем Бог внерелигиозный, скорее высшая сила, не имеющая нечего общего ни с церковью под властью Папы, ни с судом инквизиции, ни с какими-либо частными интерпретациями веры.

 

Теплым и почти домашним подведением итогов стал экскурс в историю о последующей жизни Паганини в стиле последних «байопиков», вроде «Богемской рапсодии». И все же спектаклю чего-то не хватает, идея потенциально феерична, но и близко не исчерпана. Актерские работы без лишних слов хороши, и тут – в обиду феминистическим настроениям – приходится отдельно отмечать мужскую часть коллектива. Софья Торосян справляется с ролью Беатриче и прекрасно вписывается в готический антураж, но подчас кажется, что дуэтная постановка о противостоянии двух идей, двух жизней смотрелась бы ярче без лирически-любовных вставок (а уж повод спеть «Потерянный рай» всегда найдется). Впрочем, типизированный персонаж и не предполагает глубокой и запоминающейся характерности, и гораздо живее воспринимается та самая концовка, где можно побыть просто рассказчиком, скорее Софьей, чем Беатриче.

 

Дмитрий Бозин – отец Винченцо: то человек, то злобный дух, то мелкий бес – все в одном. Мистическое начало вводится потусторонним насмешливым диалогом духов, притаившихся за спинами героев, но на этом линия в сюжете обрывается, ее можно бы развить вплоть до одержимости, но додумывать за авторов – моветон. И актеру остается психологический мотив множественной природы человека, воплощенный преобразованиями внутри одного образа, впрочем, постоянные зрители Дмитрия заметят некоторые заимствования из других проектов – но хорошей и главное рабочей техникой грех не воспользоваться, к тому же поклонникам по душе такие «пасхалки».

 

Великим скрипачом стал Александр Бабенко, взявшийся объять необъятное, примеряя на себя роли и режиссера, и хореографа постановки, и самого Паганини. Игра на скрипке обыгрывается (пардон за тавтологию) как и многие моменты напряжения в первую очередь пластическим театром, постепенно переходящим из вида драматического искусства в live-версию рок-концерта. Причем роль уходящего в отрыв певца в эффектно распахнутой кожаной куртке и роскошном цилиндре настолько органично вписывается, как в образ героя, так и самого актера, что просто диву даешься. Видимо это тот самый бонус режиссерской ипостаси, заставляющий столь многих актеров браться за режиссуру: без оглядки на чужое мнение ты делаешь что-то свое, приносящее ни с чем несравнимое удовольствие. И учитывая, что это уже вторая редакция спектакля, остается пожелать ему жить и продолжать развиваться, ведь пока еще есть, куда расти.

 

Live long and prosper!

 

Варвара Трошагина специально для Musecube
Фотографии автора можно увидеть здесь

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.