Постапокалиптическая Снегурочка

снегурочка1
Фото предоставлено пресс-службой Большого театра. Фотограф: Дамир Юсупов

Тридцать первого марта 2018 года в Большом театре прошел восьмой показ оперы Н. Римского-Корсакова по мотивам одноименной пьесы А.Островского «Снегурочка». Премьера спектакля в постановке народного артиста, режиссера-постановщика Александра Тителя и народного артиста республики Северная Осетия и Алания, музыкального руководителя и главного дирижера Большого театра Тугана Сохиева состоялась 17 июня 2017 года.

Главные партии в этот вечер исполнили:

Снегурочка, дочь Весны и Мороза – Ольга Селивестрова

Лель – Анна Бондаревская

Купава – Анна Нечаева

Мизгирь – Максим Аниськин

Царь Берендей – Богдан Волков

Весна – Надежда Сердюк

Мороз – Александр Науменко, народный артист России

Изначальная идея оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова состоит в прославлении животворящих сил природы, противопоставлении мира реального и фантастического. Жажда любви, постепенно просыпающаяся в сердце Снегурочки, дочери Мороза и Весны, иллюстрирует пробуждение природы от зимнего сна. Несмотря на то, что, согласно сюжету оперы, Снегурочка тает в лучах летнего солнца, она познала любовь, а жители Берендеева царства празднуют приход плодородного лета.

Традиционно «Снегурочку» ставили, ориентируясь на эскизы и иллюстрации Виктора Михайловича Васнецова, отчего в глазах неискушенного слушателя опера воспринималась как сказка в русском стиле. Постановка Большого театра интересна тем, что благодаря декорациям в духе постапокалиптической ядерной зимы, зритель перестает воспринимать происходящее на сцене как сказку с привычными с детства героями: Морозом, Снегурочкой, Весной и другими.

Режиссер-постановщик оперы Александр Титель дал ёмкую характеристики этой новой, седьмой по счету версии «Снегурочки» в Большом: «Чтобы заново получить свежесть восприятия, убрать ту «сладость», что накопилась за годы сценической истории этой оперы, и при этом рассказать про любовь и нежность, больше всего подходит экстремальная ситуация. Нежность и наивность нужно заново создавать в суровых условиях».

Хотя либретто и замысел композитора остались неизменны, в новых декорациях история Снегурочки неожиданно наполняется красками современности и воспринимается скорее как история из параллельного мира, чем как грустная костюмированная сказка.

Берендейское общество существует в реалиях пост-апокалипсиса, когда в руках людей остались лишь примитивные технологии, а в роли врагов выступают суровые климатические и бытовые условия. В опере «Снегурочка» Большого берендеи исповедуют неоязычество, на руинах разрушенного города вознося мольбы солнцу о приходе тепла.

В первом акте перед глазами предстает заснеженный пустырь, на котором виднеются лишь вышки разрушенной линии электропередач. В следующих актах декорации меняются: то это засыпанное снегом колесо обозрения, то одинокая сторожка, то забытый в снегах пассажирский вагон – скромное обиталище царя Берендея.

Действующие лица оперы одеты в ватник, камуфляж, носят очки-гогглы и походные рюкзаки за спиной. В костюмах смешались элементы стимпанка и современн

снегурочка3
Фото предоставлено пресс-службой Большого театра. Фотограф: Дамир Юсупов

ости, а минималистичные декорации дают представление о том, как бы выглядела жизнь человечества на руинах цивилизации. Артисты на сцене кутаются в одеяла и даже Весна-Красна, пришедшая на смену зиме, одета в ватник и сапоги до колен и точно также страдает от холода. Лишь Снегурочка, для которой губительно любое тепло, обходится без верхней одежды. Костюм Снегурочки также не имеет ничего общего со знакомыми образами: черноволосая красавица Ольга Селиверстова первые два акта одета в белую футболку и свободные брюки ярко-бирюзового цвета. На фоне блёклых оттенков одежды берендеев и белого пространства сцены эти цвета подчеркивают «инаковость» Снегурочки. В дальнейшем эта тенденция сохраняется: хотя на плечах Снегурочки позже появляется одеяло, она легче всего одета по сравнению с другими героями. Короткое белое платье героини в третьем и четвертом актах оперы символизирует ее наивность и беззащитность на фоне закутанных в теплую одежду берендеев.

Отдельное внимание стоит уделить хореографической составляющей спектакля. Ларисе Александровой, постановщику танцев в «Снегурочке» Большого, удалось удивительно органично вплести современный танец в оперу, которую принято воспринимать как очень классическую. Одной из самых ярких сцен постановки можно назвать «Пляску скоморохов»: артисты с бритыми налысо головами исполняют то, что можно описать фразой «танец сломанных человечков». Движения резкие и энергичные, много акробатических трюков, часть танца исполняется не только в горизонтальном пространстве, но и в вертикальном, за счет вмонтированных в декорации металлических лестниц. Сами скоморохи перебинтованы и транслируют образ нестабильного физического и эмоционального состояния. Сцену пляски сменяет Третья песня Леля, по праву, считающаяся одной из самых красивых и удобных арий для меццо-сопрано.

В новой подаче история Снегурочки приобретает острую актуальность: ни красота, ни богатство, ни сверхъестественное происхождение не могут заставить полюбить того, в чем сердце не разгорается ответный огонь. Эгоистичная любовь Мизгиря губит не только его, но и Снегурочку, однако соединяет сердца Купавы и Леля. Нежная и неискушенная Снегурочка гибнет в обстоятельствах, порожденные не ей, но при этом сама делает последний шаг к погибели.

снегурочка2
Фото предоставлено пресс-службой Большого театра. Фотограф: Дамир Юсупов

Пожалуй, эволюция характера Снегурочки в опере легко находит параллели в жизни современного человека: ее холодность и отрешенность можно сравнить с тенденцией современного общества жить не сердцем, а головой. Интерес Снегурочки к Лелю скорее умозрительный, и, хотя она жаждет его внимания, пастух отвергает ее за неумение отвечать чувством на чувство. Любовь, полученная в дар от матери Весны, дарит Снегурочке новый опыт, однако не способная удержать в душе это сильное чувство, задуманная совсем иначе Снегурочка исчезает, находясь на пике блаженства.

Важная миссия – наполнить жизнью образы, созданные композитором, автором сюжета и постановщиками, в опере поручена солистам. Обладая мастерством передавать тончайшие музыкальные нюансы голосом, артисты оперы также нуждаются и в великолепной актерской подготовке.

Голос Ольги Селиверстовой, исполнившей партию Снегурочки, искрился серебристыми переливами. Яркий, светлый звук наполнял зал Большого, искреннее и живое исполнение пробуждало чувство сопереживания трагической судьбе героини.

Громкими аплодисментами на поклонах встретили зрители Анну Нечаеву, исполнившую партию Купавы. У Анны получилась невероятно живая и эмоциональная Купава, героиня Анны отчаянно проклинает неверного жениха за нанесенную обиду, ищет утешения у царя Берендея и находит успокоение в объятиях Леля. На фоне безупречного исполнения партии артистке удавалось передавать эмоциональное состояние героини в мельчайших деталях.

Среди мужских голосов хотим отметить Богдана Волкова, исполнившего партию царя Берендея. Несмотря на юный возраст, Богдану удалось создать образ мудрого владыки, а техническое мастерство певца и вовсе достойно восхищения, особенно то, как легко ему удаются самые тихие и тонкие музыкальные акценты.

 

 

Виктория Николаевская специально для Musecube

Фотографии предоставлены пресс-службой Большого театра. Фотограф: Дамир Юсупов


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.