Преступление и безумие в одном департаменте

1-4Читая Гоголя, каждый для себя находит персонажа, на которого похож, с кем сравнивает свою многогранную жизнь и поступки – те, что заслуживают уважения и те, о которых обычно молчат. Из гоголевского зеркала на нас смотрят поросячьими глазками персонажи, застывшие в тяготах переживаний и тревог, смотрящие на мир с порога своего дома, боясь переступить ступеньку – будто жизнь переступит их. Герои настолько трепетно относятся к себе, что забывают об окружающем мире, а он всегда помнит, поджидает и застает врасплох. 7 и 8 октября на сцене театра им. В. Ф. Комиссаржевской состоялась премьера спектакля «В одном департаменте…» по повестям Николая Васильевича Гоголя.

Режиссер Георгий Корольчук, он же исполнитель главной роли Акакия Акакиевича, подошел к постановке находчиво и смело: он соединил две повести: «Шинель» и «Записки сумасшедшего». Режиссерская выдумка поместила в один департамент главных героев повестей – Башмачкина и Поприщина, сделав их друзьями, коллегами — «переписывателями бумаг» и соседями. Таким образом, жизни двух чиновников тесно переплетаются, но внутренний мир, каким его изобразил Гоголь, был не тронут – ведь он настолько разный! Спектакль «В одном департаменте…» прекрасно дает понять и сравнить две стороны одной медали. Творческая фантазия, невротическая эмоциональностьодного и добрая наивность, простодушие и замкнутость другого приводят к фатальному сумасшествию и непредсказуемой смерти. Но почему гоголевский «маленький» человек должен был закончить именно так?

Корольчук ставит трагикомедию, в которой проблемный экстраверт и ласковый интроверт делятся переживаниями и планами на будущее. Проза повестей преображается в диалоги, находятся общие черты двух историй: примерно похожие комнаты, собирательный образ бабки-домохозяйки, и, самое главное, общие разговоры. Две истории хоть и переплетаются, но никаким образом не влияют на друг друга, предлагая взаимную возможность развиваться самостоятельно.

Мы все вышли из шинели Гоголя. Но может, борьба с равнодушием и эгоизмом и есть основа счастливой жизни. Душещипательная игра Георгия Алексеевича и история его героя заставляют жалеть бедного Акакия и злиться на несправедливость бытия. Но такой ли он несчастный?

6Пребывая в постоянной «скорлупе», боясь лишний раз заговорить с человеком, Башмачкин заботиться только о себе и дрожит над новенькой шинелью, в которой видит Бога. У героя нет взаимности с миром, хотя он требует и рыдает, умоляет и просит о помощи. А когда его не стало, Гоголь произносит: «…и Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное…» Гоголевская «Шинель» дает понять, что вещи не приносят счастья – они приходят и уходят как поезда. А «маленькие» люди тешат себя лживыми надеждами о дорогом роскошном мусоре, который не поможет стать счастливым.

Во второй составляющей спектакля «Записки сумасшедшего» актер Юрий Ершов, играющий Поприщина, заставил прочувствовать целый спектр эмоций: от злости до снисхождения и испуга. Повороты сюжета показывали Аксентия Ивановича с разных сторон: как человека, преданного работе, как завистника, как заносчивого и самоуверенного болвана, как обезумевшего влюбленного с тенью маньяка, как испанского короля в мягкой комнате. Главный герой повести теряет связь с реальностью, улетая в сладостный мир фантазий все глубже и торопливее. Но высокомерие не может совладать с неудовлетворенностью жизнью, что приводит к окончательному безумию.

Довольно сложный текст остроумного писателя перевести в форму диалога:теряется шарм повествования, «вкусные» описания и пояснения. Присутствие рассказчика в постановке привел зал в восторг: мало того, что рассказчиком выступал сам Гоголь, так ещё и актер Александр Анисимов был как брат близнец русскому драматургу. Николай Васильевич помогал своим «детям», приводил их в чувство, критиковал и поучал, но не как ответственный родитель, а скорее как саркастичный дядюшка.

10Небольшой актерский состав имеет свои прелести: интересно смотреть, как актеры в считанные секунды перевоплощаются и тасуют роли как карты. Все женские роли исполнила Ольга Арикова: когда за сцену заходила горбатая бабушка с самоваром, вскоре выходила ночная бабочка или жизнерадостная Мавра. Егор Бакулин был представителем всех значительных лиц, на которых без улыбки не взглянешь. В наивысшей степени серьезность и пафос в лице Егоравдохнули жизнь в крайне нелепые и гротескные роли. Изюминкой всего спектакля была роль Константина Демидова: Петрович, портной, на все руки умелец и мастер своего дела, когда дело касается выпивки. Персонаж Демидова ходит по сцене с утюгом, как со смыслом жизни. Он общается при помощи него с женой, собирает в него деньги, практически пьет из него утренние порции положенного угощения.

Спектакль «В одном департаменте…» объединил гоголевских героев в одном мире, чтобы показать, что люди, работающие на одной работе, живущие в одном доме, занимающиеся теми же делами, могут быть настолько разными, что в общении друг с другом будут только говорить, но не слушать и не понимать собеседника. Маленькие люди с большими претензиями.

Зинякова Василиса, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии театра им. Комиссаржевской


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.