Путешествие в прошлое
Использовано фото с официального сайта театра

В пятый раз на площадке Большого театра кукол проходит БТК-фест, очередной раз показывая зрителям, что куклы – это серьезно. У каждого фестиваля БТК своя тематика. В прошлом году темой фестиваля стал цирк. В этом году программа фестиваля была посвящена масштабам и разделена на две части – «микро» и «макро». БТК-фест показал 13 спектаклей из 10 стран мира. Спектакли были рассчитаны как на большую аудиторию, так и на нескольких зрителей.

Спектакль After Chekhov привезли в Петербург из Франции. Спектакль, хоть и является гастрольным, создан русской постановочной группой. Режиссер-постановщик Анна Иванова-Брашинская – один из основателей БТК-феста. Саша Полякова — художник театра кукол и создатель театральной компании Samolet родом из Санкт-Петербурга, много лет работает во Франции.
Компания Samolet создана в 2016 году и начала деятельность с постановки спектакля «С тех пор… пингвины умеют летать». Кампания основана на принципах авторского театра, где автор – коллектив. Театр создает собственный стиль.
Кукольная история рассказывает зрителям о жизни «Трех сестер», правда не чеховских, хотя что-то общее с классическими сестрами все-таки есть.
В начале спектакля девушки появляются на сцене с чемоданами. Это сцена возвращения домой. Сестры медленно собираются, надевают платья с кружевными воротничками и усаживаются, затаив дыхание, перед окошками, каждая перед своим. У каждой из сестер в руках по маленькой кукле в белом кружевном платьице. Куклы играют и веселятся.
У девушек в чемоданах множество воспоминаний о далеком детстве в забытой несуществующей стране. Воспоминания похожи, у каждой есть рассказ про Новый год и про детское безудержное веселье, но вскоре воспоминания заканчиваются, а после них – пустота. Сестры укладываются спать на чемоданы и видят бесконечные сны. Воспоминания, как тягучее болото затягивают, заставляют возвращаться по кругу к одним и тем же событиям. Ностальгия приводит в тупик. Сестры по очереди всматриваются в мутное стекло, находя в нем только свое отражение. В старинном фотоальбоме не осталось фотографий, только пустые страницы. Этот же фотоальбом превращается в театральном пространстве в полуразрушенный, опустевший дом.
После неудачного возвращения сестрам остается только собрать чемоданы и двинутся дальше.
На сцене скудные декорации, бесцветные кустики болотной травки и предметы, отсылающие зрителя к дореволюционному и советскому прошлому. В этом же стиле одежда героинь и куклы, похожие на игрушки прошлого века. Освещение в спектакле точечное, выхватывающее из темноты определенные фрагменты, тогда как основная часть сценического пространства остается в темноте.
В финале постановки сестры отчаянно пытаются накинуть на себя пальто, но одежда раз за разом падает на пол, чтобы выбраться из воспоминаний придется оставить свою старую одежду – перешагнуть через старого себя.
Спектакль передает атмосферу ностальгии, одновременно знакомой каждому, в то же время неописуемую. Ностальгии по месту или времени – не имеет значения. Получается интересное театральное исследование, похожее на психотерапевтический сеанс.

 

Галина Супрунович специально для Musecube.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.