«Р.Р.Р.»: кратко о «Преступлении и наказании»

25-й театральный фестиваль Балтийский Дом открылся спектаклем Юрия Еремина с лаконичным названием «Р.Р.Р.».

Любой спектакль, поставленный по мотивам классики, обречен на сравнения с оригиналом. И чем больше в постановке переосмыслений режиссера, тем больше споров и противоречивых отзывов она вызывает. Спектакль Юрия Еремина «Р.Р.Р.», поставленный по мотивам романа Достоевского «Преступление и наказание», не стал исключением. На сцене столичного Театра имени Моссовета он идет уже более двух лет, в Интернете можно найти десятки совершенно противоположных отзывов. Одни пишут, что это лучший спектакль в их жизни, другие клянут его на чем свет стоит.

1 октября в рамках театрального фестиваля «Р.Р.Р.» наконец-то посетил родину романа. В Петербург приехали и звезды спектакля (Виктор Сухоруков и Александр Яцко) и технически сложные декорации. Сцена постоянно двигалась по кругу, перемещая зрителя в разные места действия: улица, мост, фонари — поворот сцены как перелистывание страницы — и мы уже в квартире старухи-процентщицы или «конуре» Раскольникова. Все это было впечатляюще и очень современно. В дополнение еще раскрученный саундтрек к известному фильму «Реквием по мечте»… Сейчас стало модным снимать ремейки на классику кинематографа, если бы еще и снимали осовремененные версии на классику литературную, то, наверно, именно так бы и выглядел как минимум трейлер к «Преступлению и наказанию». Школьникам бы понравилось, они бы пошли в кинотеатр.

После премьеры спектакля в интервью газете «Труд» хэдлайнер постановки Виктор Сухоруков пояснял, что «режиссер Юрий Еремин лишь попытался услышать пульс нынешнего поколения, просчитать его уже не клиповое, а эсэмэсное, то есть еще более краткое, мышление».

«Если бы в театре, как в кино, можно было сидеть с попкорном, то, мне кажется, на нашем спектакле тинейджер свой попкорн отставил бы в сторону», — отмечал Сухоруков.

Спектакль действительно получился очень кратким, как его название «Р.Р.Р.». Как будто весь роман уложили в аббревиатуры. Еремин взял фабулу Достоевского без глубинной философии. Спектакль «Р.Р.Р.» стал классическим детективом с находчивым сыщиком. А все мучительные и основополагающие размышления Раскольникова уложились в отрывки его статьи, почему-то напечатанной им на машинке. Благодаря современной технике и световым эффектам они расползались по сцене, обнажая состояние главного героя, но настоящим ценителям Достоевского этого, конечно, было мало. Казалось, будто спектакль поставлен не по самому роману, а по его краткому содержанию.

Диалоги героев были короткими и невнятными. Раскольников получился недосказанным: нервным, нерешительным, вроде бы и терзающимся, но как-то не до конца. И в этом вряд ли была вина молодого актера Алексей Трофимова — он сделал все, что мог, просто сценарий не дал ему большего. Но особенно безликой в спектакле получился образ Сонечки Мармеладовой. Очевидно, что режиссер взял за основу один мотив из романа, и Сонечка была нужна ему только как сюжетное звено в цепочке разоблачения убийцы Раскольникова. Может быть поэтому ее образ в спектакле был таким плоским. Иногда казалось, что перед нами репетиция и Сонечку играет статистка, просто озвучивающая то, что ей положено сценарием. Даже сцена, в которой Сонечка читает Раскольникову о воскресении Лазаря, запоминается только признанием Роди в убийстве. Сцен, связанных с каторгой и признанием, в спектакле попросту нет. Вместо них — блуждание двух грешников Раскольникова и Сонечки в тумане с убитыми и живыми. Хочется здесь черпнуть философии и проанализировать эффектный финал, только нужно ли? Ведь спектакль о другом — да, он о преступлении и наказании, но только в прямом смысле этих слов. Между строк здесь ничего читать не надо — за этим следует обратиться к оригиналу.
Как итог люди, горячо влюбленные в Достоевского, уходили со спектакля не то чтобы даже возмущенными, а в какой-то мере даже обиженными. Стоит отметить, что уже после первого акта в зале появились свободные места, но и в то же время по окончанию действия слышались возгласы «Браво». И сам факт, что спектакль идет уже почти три года, говорит сам за себя: рассчитанный на массы, «Р.Р.Р.» своего зрителя находит.

В Москве на «Р.Р.Р.» достаточно часто водят школьников, и, если предположить, что для недобросовестной части старшеклассников спектакль стал единственным впечатлением от Достоевского, то великий Федор Михайлович рискует остаться в их сознании в одном ряду с Агатой Кристи или даже с Дарьей Донцовой! Но есть и другая сторона медали. Да, мы любим роман Достоевского прежде всего не за его сюжетную линию, но, с другой стороны, детективная мотив в романе очень даже привлекателен. И режиссер Юрий Еремин сделал все, чтобы подать этот мотив достойно: с великолепными декорациями, световыми эффектами, выигрышной для молодежи музыкой и блестящими актерами » с телевизора». Сделал все, чтобы молодая публика «отложила попкорн» и, быть может, впечатленная действием на сцене потянулась за книгой. И, открыв роман, зритель обязательно откроет для себя настоящего Достоевского. Хочется уходить со спектакля с такой мыслью. В конце концов, название постановки само говорит за себя: вот вам краткое «Р.Р.Р.», а остальное читайте у Достоевского. Так и поступим.

Фестиваль «Балтийский дом» продлится до 14 октября. Петербуржцам еще дадут шанс покритиковать спектакли, поставленные по произведениям «школьной литературы». Свое видение русской классики представят зарубежные режиссеры. Подробнее читайте здесь.

Юлия Земскова, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии театра-фестиваля Балтийский дом


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.