Ромео и Джульетта. Игра любви и смерти

В 2015 году Фестиваль Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв» стартовал мощно — его открывало выступление театральной труппы из Татарстана, а именно Альметьевского татарского драматического театра. На сцене ТЮЗ им. А.А. Брянцева зрителям было предложено вновь окунуться в хорошо знакомые Шекспировские страсти, посмотрев спектакль «Ромео и Джульетта». Это первый случай за всю историю премии «Прорыв», когда в офф-программе фестиваля принимает участие спектакль родом из российской глубинки. Но ничего удивительного в этом нет, ведь Альметьевский татарский драматический театр является лауреатом Фестиваля малых городов Росси 2014 года.

«Ромео и Джульетта» — классическое произведение У.Шекспира, которое всегда остается молодым, как и его главные герои, а трагедии, разворачивающиеся внутри истории, по-прежнему остаются актуальными. Ведь бездумная приверженность изжившим себя традициям и обычаям, ведущая участников к трагическому финалу, очень часто встречается и в нашем, на первый взгляд, таком современном и свободном мире.
Зрителей, возможно, ожидавших увидеть классическую романтичную историю двух влюбленных, ставших заложниками обстоятельств, ждал большой сюрприз. А все потому что 18 марта на сцене ТЮЗа состоялся показ, с одной стороны, все той же хорошо знакомой и любимой истории, а с другой, совершенно нового по духу прочтения классики.

В спектакле, поставленном петербургским режиссером Искандером Сакаевым, бушуют энергии, в нем есть что-то первобытное, магнетическое и невероятно живое. Режиссер, и все, кто работал над этой постановкой, смогли создать новое из хорошо знакомого старого.
Искандер Сакаев — выпускник ВГИКа, обучался в режиссерской магистратуре при Школе-студии МХАТ и Центре им. В.Э. Мейерхольда, под руководством Валерия Фокина; обучался биомеханике у актера, режиссера и педагога Алексея Левинского. На его счету множество театральных постановок и участие в большом количестве театральных фестивалей.

«Ромео и Джульетта», представленный татарским театром, оказался спектаклем, способным изменить восприятие привычного. Доведенные до максимального предела эмоции и бьющая через край сила жизни дают шанс ощутить совершенно новые, особенные чувственные волнения. Главные герои предстают в новых образах, будто с ними знакомишься заново, но одновременно они все такие же, как и в классических прочтениях, только, пожалуй, более живые и, как никогда реальные.
В спектакле практически нет декораций, только деревянный помост, бесследно исчезнувший со сцены в перерыве между актами и несколько деревянных скамеек, на которых герои не только сидят, но и стоят, лежат, а также после нехитрых изменений используют в качестве дверных проемов.

Непосредственная близость зрителей к сцене помогает стереть грань, разделяющую наблюдателей и героев постановки, давая возможность стать участником происходящего. Этому процессу активно способствуют актеры, периодически обращаясь к кому-нибудь, сидящему в зрительном зале, как к полноправному действующему лицу.

Еще одну вещь, которую непременно хочется отметить, это полное отсутствие привычно звучащего фоном музыкального сопровождения. Но нельзя сказать, что в спектакле нет музыки. Она есть и она создается актерами на протяжении всего действа посредством голоса и подручных средств. Пластика тела — еще один сильнейший инструмент, используемый в постановке. Наблюдать за движениями и жестами актеров одно удовольствие. Создаваемые ими пластические формы накаляют и усиливают градус надвигающейся трагедии, и чтобы это прочувствовать уже не нужны никакие слова.

«Ромео и Джульетта» — смелый спектакль, соединивший в себе разные эпохи и стили. Актеры играют страстно, отдавая зрителям и персонажам всю свою энергию.

Пьеса идет на татарском языке, что совершенно не мешает понимать актеров, даже если отложить в сторону наушник из которого звучит синхронный перевод.

Покинувшие мир живых герои продолжают появляться на сцене. Невидимые для остальных персонажей, но явные для зрителей, они своим немым присутствием снова и снова напоминают о том, до чего могут довести людская вражда и жажда мести, не приносящие ничего, кроме горя и разрушений.

После таких тяжелых переживаний зрительный зал наполнился восторженными аплодисментами и искренней благодарностью ко всем участникам спектакля за подаренные эмоции.

Екатерина Горчакова, специально для musecube
Фотоотчет автора смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.