«Сергеев и городок» в театре им. Вахтангова. Дорога в архетип

21-го сентября в театре им. Вахтангова состоялась премьера спектакля «Сергеев и городок» в постановке Светланы Земляковой, режиссера и педагога ГИТИСа. Современный театр все чаще обращается к прозе – классической или современной. Возможно, это говорит одновременно и об упадке драматургии и о новом творческом языке театра. Инсценировка рождалась в творческом процессе работы режиссера и актеров.

Спектакль получился очень легкий, несмотря даже на трехчасовую продолжительность, не без юмора и не без глубокой мысли. Материалом послужил одноименный роман Олега Зайончковского – об абстрактном городке без названия, но с вполне конкретными жителями – мы все знаем такие городки и таких жителей. Они живут просто, не совершая никаких подвигов, гуляют, работают, ссорятся, иногда дерутся, иногда вспоминают молодость и собирают пластинки, иногда рассуждают о жизни. Эдакие «маленькие люди» в унифицированном уездном городе N.

Очень большую роль в рождении постановки играет случайность. Зайончковский – уроженец Самары и житель подмосковного Хотьково, не понаслышке знает о «городках». Долгое время будущий писатель работал на заводе. Его супруга-филолог однажды заявила, что ей надоело быть «женой слесаря», и он достал старую пишущую машинку и написал своей первый роман «Сергеев и городок». Произведение, состоящее из нескольких новелл, объединенных рассказчиком – Сергеевым, и единым «локусом», запало Светлане Земляковой в душу еще в 2005-м году. Только в 2017-м экспериментальная постановка появилась на сцене театра им. Вахтангова. Это случайное и личное чувствуется во всем: особенно в актерской работе — все идет от себя и через себя.

Мария Бердинских, исполнительница одной из ролей, призналась журналистам, что этот спектакль о каждом из нас. Во всех нас живет некий житель маленького городка или поселка, откуда мы родом. Самое странное, что эту причастность к некому замкнутому пространству ощущают даже жители крупных мегаполисов – возможно, генетически заложенное «чувство городка» проявляется еще острее, болезненнее и ярче.

Все новеллы разные, со своим характером, логикой и историей. Если в первом акте Сергеев (Максим Севриновский) скорее проводник в городок, рассказчик, наблюдатель, знакомящий с обитателями оного, то во втором уже полноценный герой. Причем, героем он становится во всех смыслах.

Максим Севриновский добавил, что эта роль была «на сопротивление», поскольку «здесь не было нужно ничего играть. То есть тут нет явного трагизма, каких-то драматических действий, без лишних слов понятных зрителю. Это когда болит что-то, но ты не можешь сказать, что болит».

Спектакль весь построен на архетипах. Особенно можно выделить работу художника Дениса Сазонова, ученика Дмитрия Крымова, в создании этих образов-символов. Мы видим на сцене все, что привыкли видеть, попадая в городок. Это линии электропередач, бетонный забор, телевизионные антенны, унитаз и холодильник – как признак достатка, смотр самодеятельности с игрой на баяне. Что до постановочного метода — тот случай, когда ГИТИСовская режиссерская «заумь» (в хорошем смысле слова) умножается на «удаль» щукинской школы вахтанговской труппы. Результат приятно удивляет. Поют и играют на баяне и вообще – «по-щукински», но совершенно «по-гитисовски» в спектакле звучит музыка и существует предметный мир, оставаясь на грани реального и абсурдного, смешивая сразу несколько функциональных понятий. Так холодильник становится символом зимней дороги и иномаркой у дома одновременно, домашний пес начинает играть на гитаре, а больничные койки «располовинены».

Актеры и режиссер с филигранной точностью передали все тонкости прозаического текста на сцене, наверное, в этом и была заключена самая сложная задача. Ведь как такового захватывающего сюжета нет ни у романа, ни у спектакля соответственно. И тем не менее, он удивительно притягивает, заставляет думать, ностальгировать, переживать. Особенно яркой становится новелла «Растительная жизнь» и финальный монолог Сергеева. И конечно же, цепляет, ключевая фраза, сильная, бьющая наотмашь своей простотой: «Да нормально мы живем, нормально!».

Юлия Зу, специально для Musecube

Фоторепортаж Юлии Солодовниковой смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.